Если кто-то кое-где у них порой…

“МК” выяснил, каким милиционерам нужно жаловаться на плохих милиционеров

Если вас обидели, можно пожаловаться в милицию. А если несправедливость учинил милиционер? В этом случае тоже можно (и нужно) пожаловаться в милицию. Только в ее специальное отделение — “собственную безопасность”.

Особо продвинутые граждане это в принципе знают. Но куда конкретно идти, к кому обращаться и что говорить, мало кто в курсе. Чтобы не оставлять читателей в дальнейшем неведении, корреспондент “МК” отправилась в Департамент собственной безопасности МВД — как раз к тем его сотрудникам, которые работают с заявлениями граждан.

Собственно, где ДСБ МВД?

Каждый день порог здания на Большой Пионерской улице переступают “ходоки” со всех уголков страны: за год в журнале зафиксировано более тысячи обращений. Плюс — множество телефонных звонков и писем. Сотрудники замечают, что за последние годы граждане наведываться к ним стали намного чаще, чем раньше. И некоторое время назад для работы с населением в департаменте даже создали специальную группу. Все ее сотрудники, именуемые “дежурными офицерами”, принимают посетителей и днем, и ночью. Чтобы тебя взяли в такое подразделение, нужно иметь как минимум пятилетний опыт оперативно-следственной работы в милиции. Более того, сюда можно попасть только по рекомендации авторитетных коллег.

— В процессе работы мы все уже стали и психологами, и физиономистами, — говорят дежурные офицеры. — Первым делом мы обязательно с посетителем общаемся, просим рассказать о своей ситуации. И уже в процессе беседы можно приблизительно понять, что за человек. Бывают, конечно, традиционные периоды — весна и осень, когда активизируются люди со странностями. Такие в разговоре начинают убеждать, что за ними постоянно следят или что их просвечивают “специальными лучами”...

Кстати, многие граждане, желающие пожаловаться на милиционеров, не знают, что ДСБ — не единственная “пригодная” для этого инстанция. В каждом московском административном округе, а тем более российском городе и регионе, есть свой (территориальный) отдел собственной безопасности. Работа каждого координируется ДСБ. И сначала логичнее и проще обратиться туда.

Помимо этого есть еще и такое подразделение, как инспекция по личному составу. Она занимается мелкими проступками сотрудников (например, если страж порядка обижает тещу).
Другие же визитеры не понимают самих полномочий службы собственной безопасности. Приходят, например, жаловаться на следователей прокуратуры, которые МВД не подчиняются. Или ищут правды уже после приговора суда (тут надо обращаться не в милицию, а в вышестоящую судебную инстанцию).

По идее задача дежурных офицеров департамента министерства — помогать тем, кто не смог решить свои проблемы в территориальных подразделениях, или же принимать заявления по очень серьезным, сложным делам.

Так что порой сотруднику группы приходится выполнять роль диспетчера, который объясняет посетителю, куда позвонить. Или, если дело не терпит отлагательств, сам связывается с нужной службой. При входе в здание для граждан даже вывесили список телефонов организаций, которые могут им понадобиться.

Преступники тоже жалуются

Если вы решились прийти в ДСБ, обязательно возьмите с собой паспорт, потому что личность каждого гостя тут проверяют. Ведь, как известно, лучшая защита — нападение, и реальный преступник, попавший в поле зрения, к примеру, сыщиков, может попробовать их подставить. Оказывается, такое тут не редкость, и собеседники сразу вспоминают несколько свежих примеров:

— Буквально в минувшем декабре к нам пришла 39-летняя жительница Подмосковья и заявила (причем вела она себя довольно решительно и надменно), что некие милиционеры поступают незаконно. В реальности оказалось, что ее уже давно ищет милиция за мошенничества — аферистка представлялась гражданам адвокатом, показывала липовое удостоверение члена адвокатской конторы и предлагала свои услуги.

Обычно она брала с клиентов аванс по 8—12 тысяч долларов и скрывалась с деньгами. Таким образом мошенница обманула минимум десяток человек. И обвиняла она, по всей видимости, как раз тех милиционеров, что ее уличили. Вдобавок ко всему дама оказалась ранее судимой. Похожая история случилась и в марте прошлого года — посетительница, пришедшая жаловаться на милиционеров, оказалась подозреваемой в мошенничестве. К тому времени она уже 9 месяцев как была в федеральном розыске. А бывает, что человек просто по своим личным причинам хочет очернить конкретного сотрудника. Иногда для пущей убедительности мнимая жертва даже отправляет милиционеру эсэмэски о том, что якобы передала ему деньги. А он и понятия не имеет, о чем речь. Так что наше дело — не только граждан защищать, но и коллег-милиционеров.

Как правильно написать заявление

Посетителю, который пришел действительно по адресу — например, уверяет, что “гражданин начальник” вымогает у него деньги, — здесь предлагают написать заявление, с которым сразу же начнут работать. Как его лучше составить?

• В верхнем правом углу пишется: “Начальнику Департамента собственной безопасности МВД России (фамилия, имя, отчество) от гражданина (имя, дата рождения, адрес, паспортные данные)”.

• В тексте нужно детально, по пунктам рассказать, когда, при каких обстоятельствах и что конкретно с вами произошло.

• Если милиционер вам известен, укажите его имя и должность, если нет — подробные приметы (примерный рост, комплекция, цвет волос, особые приметы и т.д.). При наличии у него служебного или личного автотранспорта — номер машины.

• Если у инцидента были очевидцы, лучше будет привести их данные.

• В том случае, когда человек в погонах забрал у вас деньги или какую-то вещь, обязательно укажите размер материального ущерба или приметы отобранного имущества.

— Чем подробнее вы опишете ситуацию, тем больше вероятность, что справедливость будет восстановлена, — советуют особисты.

• Если вы со своей жалобой уже куда-то обращались, напишите, куда и какой получили результат.

• В конце документа посетителя обязательно просят расписаться в том, что он предупрежден об уголовной ответственности по статье УК “Заведомо ложный донос”.

Тут есть одна важная деталь: если человек написал заявление от чужого лица или потерпевший написал его сам, но попросил отвезти своего знакомого, такую бумагу не примут. В том случае, когда нет возможности или желания приехать в департамент лично, другой человек может передать за вас заявление только по нотариально оформленной доверенности.

Кстати, сотрудники ДСБ обязаны проверять каждое такое обращение и после проверки выдавать заявителю документ о результатах проделанной ими работы.

В милиции “оборотней” нет. Есть “злодеи”

— Слово “оборотни” кто-то из журналистов придумал, — говорят в департаменте. — Мы же на службе никогда так не говорим.

— А как же вы их между собой называете?

— Да никак не называем. Если при ловле обычных преступников мы употребляли слова “злодеи”, “жулики”, то в нашем случае так не скажешь. Ведь с теми ты как бы по разные стороны баррикад, а тут речь идет о твоих коллегах, таких же милиционерах. Тем более вина которых еще не доказана.

А что насчет тех, чья вина доказана? Как подтверждают в департаменте, чаще всего обидчиков граждан уличают во взятках, вымогательствах и грубом обращении с населением. По их наблюдениям чаще всего в подобных проступках замечены сотрудники милиции общественной безопасности (ППС и участковые), следствия, уголовного розыска, транспортной милиции и ГАИ. Иными словами, тех служб, где как раз по роду деятельности приходится постоянно общаться с гражданами. Типичные примеры: автоинспектор обвиняет водителя в правонарушении, которое он не совершал, или следователь предлагает подозреваемому за некую сумму заменить вменяемую ему часть статьи на более мягкую.
— Интересно, а ваши друзья и знакомые, зная, где вы работаете, не забросали просьбами помочь? — интересуюсь напоследок у дежурных офицеров.

— Нет, — уверяют собеседники, — они все у нас строго проинструктированы насчет того, как нужно вести себя с милицией. Если попал в поле зрения органов, не надо лезть на рожон и ругаться. Разумнее разобраться в ситуации спокойно. Ведь очень часто граждане сами провоцируют конфликт, которого во многих случаях можно было бы избежать. Стоит, к примеру, постовой, у него был сложный день, он и так весь на взводе, а тут еще и задержанный начинает ему хамить, нередко будучи пьяным…

По данным ДСБ МВД, за последний год только в их департамент (не считая местных подразделений) поступило более 5,5 тысячи письменных и телефонных жалоб от населения — это на 40 процентов больше прошлогоднего показателя. Из числа жалоб, поставленных на контроль департаментом, на настоящий момент полностью подтвердились чуть больше 4%, частично — чуть больше 20%. А 75% случаев подтверждения не нашли. Проверки продолжаются.

КУДА ЗВОНИТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ С НЕЧЕСТНЫМ СТРАЖЕМ ПОРЯДКА

239-07-30 (ДСБ МВД РФ, Б. Пионерская ул., 6/8)

255-96-57 (УСБ ГУВД по Москве, Баррикадная ул., 8-г)

8-499-317-24-66 (УСБ ГУВД по Московской области, Каширский пр-д, 7)

Телефон местного подразделения собственной безопасности можно узнать в дежурной части милиции своего округа.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

— Алло, это служба “01”?

— Да, а что случилось?

— Тут милиционер с врачом дерутся, я даже не знаю, куда звонить…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру