Убей своих, чтоб чужие боялись?

Почему российские летчики стреляют друг в друга

Причина недавней катастрофы штурмовика “Су-25” под Владивостоком стала известна “МК” от источника в комиссии по расследованию происшествия. Выяснилось, что самолет был сбит ракетой ведомого “Су-25”, а вовсе не подорвался на собственном боеприпасе, как сообщалось ранее. Проще говоря, штурмовик, летевший сзади, “выстрелил” в тот, что шел впереди.

Напомним, что “Су-25” потерпел катастрофу при выполнении плановых полетов в авиагарнизоне Черниговка, в 143 км от Владивостока. Самолет упал в районе поселка Новосельское Спасского района. Пилот Сергей Яковенко, не успевший катапультироваться, погиб. Тогда сразу же появилась версия, что причиной катастрофы стал подрыв штурмовика собственной неуправляемой ракетой “С-8” во время пуска. Сейчас же версия подрыва самолета на своей ракете во время пуска видоизменилась. Самолетов было два (это стандартная практика), и по какой-то причине ведомый выстрелил по ведущему. Чтобы понять, как такое могло произойти, “МК” обратился к экспертам.

Комментирует Сергей Резниченко, эксперт по вооружению, главный редактор журнала “Аэрокосмическое обозрение”:

— “С-8” — довольно мощный снаряд, а “Су-25” — прочная машина, и развалить ее осколками, если снаряд взорвался около самолета, нереально. Скорее всего попадание было случайным. А это возможно только в одном случае — если при перевооружении самолетов блок, в который загружаются снаряды “С-8”, был подвешен без юстирования по прицелу. Есть такое понятие — юстировка, то есть продольная ось орудийного блока должна совпадать с линией визирования стрелкового прицела. Прицельная марка в кабине пилота должна совпадать с той точкой, куда должны попасть снаряды из этого блока. Юстирование — процесс муторный, и зачастую им пренебрегают. Если блок не юстировать, а подвесить просто так, он может “смотреть” выше — задирать нос, или ниже, или в сторону. В этом случае летчик будет в полной уверенности, что он прицеливается в заданную точку, а снаряды, поскольку они неуправляемые, пойдут в другую точку. И на пути этого снаряда вполне мог оказаться самолет ведущего.

Штурмовики работают этими снарядами только по наземным целям. Не понимаю, как можно было умудриться прицелиться по земле, а попасть по воздушной цели. Хотя было в истории НУРСов несколько фактов, когда снарядами “воздух—земля” случайно сбивали самолеты. Такой факт был на афганской войне.

Другой версии придерживается наш эксперт по расследованию летных происшествий, просивший не называть его фамилию:

— Подобные случаи в нашей авиации бывали. Стараясь обеспечить максимальную точность поражения цели, ведомый экипаж (то есть тот, что следует вторым) в момент пуска частенько упускает из вида положение ведущего.

К тому же боевые применения оружия, и особенно группой, только-только стали возрождаться после длительного перерыва, когда не хватало учебных боеприпасов и топлива. Ветераны авиации, каждый на своем уровне, говорили, что сейчас надо быть максимально осторожным в планировании сложных упражнений — и пилотажных, и с боевым применением. Потому что летчикам не хватает навыка в выполнении этой задачи качественно. Ведомый видит только цель, а ведущего не видит.

Возможен и такой вариант — “Су” стрелял неуправляемой ракетой, у него держатель ракет похож на барабан револьвера. ЧП могло случиться из-за неисправности ракеты (они в большинстве своем произведены довольно давно), которая самостоятельно сошла с подвески, без действий летчика. Последний такой случай произошел несколько лет назад в Сибири.

Сейчас многое может прояснить радиообмен, который пилоты вели и с командным пунктом полигона, и друг с другом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру