Оборотная сторона цен

Минэкономразвития определило перечень продуктов питания, на которые может вводиться госрегулирование цен в соответствии с законопроектом “Об основах госрегулирования торговой деятельности”

27 марта 2008 в 18:05, просмотров: 399

Минэкономразвития определило перечень продуктов питания, на которые может вводиться госрегулирование цен в соответствии с законопроектом “Об основах госрегулирования торговой деятельности”: пшеничный и ржаной хлеб, коровье молоко, кефир, растительное и сливочное масло, говядина, свинина, мясо птицы, куриное яйцо, соль, сахар, чай. О том, какие последствия это может вызвать, “МК” спросил у директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, пришедшего в редакцию на online-конференцию с читателями.

— Руслан Семенович, существуют ли какие-нибудь альтернативы предлагаемым со стороны МЭРТ мерам по регулированию цен на социально значимые товары?

— Надо отдавать себе отчет в том, в какой ситуации принимаются эти меры. В России весьма значителен слой людей, которые тратят на продукты питания более половины своего дохода. Больше 50% населения. Мы не США, где в среднем люди тратят на питание менее 20% семейного бюджета. Когда бедных мало, то можно позволить себе вариант с продуктовыми талонами, как, например, у американцев. Но когда большинство населения малообеспеченное, приходится идти на иные меры, не подрывающие рыночные отношения. В качестве таких мер обычно используется вариант бюджетного субсидирования производителей и поставщиков продуктов питания, чтобы подорожание не ударило по карману рядовых покупателей. Кстати, здесь очень бы пригодились огромные средства Резервного фонда.

— Каковы могут быть последствия ценовой “заморозки” для отечественных производителей и потребителей?

— “Заморозка” на длительный период всегда доказывала свою неэффективность. Если повышаются издержки, то производители либо переключаются на выпуск более дорогой и рентабельной продукции, закрывая производство продуктов для бедных, либо разоряются. Ну а что остается в таком случае потребителям, думаю, и так понятно: дефицит. Поэтому еще раз повторюсь: выход надо искать в другой стороне. Надо думать о налаживании бюджетного субсидирования производителей, выпускающих социально значимые продукты.

— А может быть, стоит обратить внимание на тарифы так называемых естественных монополий? Ведь сколько издержек производителей приходится на оплату их услуг, которые стоят все дороже…

— Дело не только в этом. Хотя, как оригинально выразился Виктор Зубков, они просто “оборзели”. Но “оборзели” и частные монополии, которые сплошь и рядом вступают в картельные сговоры. В Германии конца 20-х годов, например, монополии в свое время привели к власти Гитлера, и потому не случайно, что чуть ли не самым главным ведомством в послевоенной ФРГ стало антимонопольное. Во многом, именно его усилиями там и был создан конкурентный рынок. До недавних пор наша Федеральная антимонопольная служба не могла похвастать особыми успехами. Ситуация стала меняться в последние месяцы. И, надеюсь, это скажется благоприятно на всем, что связано с ценами.




Партнеры