У нас закрытая вечеринка

Что делать частным инвесторам в условиях нестабильности

Несмотря на мировую нестабильность, рынок доверительного управления активами стремительно растет. Однако основные выгоды здесь пока извлекают лишь крупные инвесторы — они используют закрытые ПИФы и индивидуальные программы. Частным же инвесторам, пока не вышедшим на фондовый рынок, лучше дождаться более стабильных времен.

Высшая лига

В 2007 году российский рынок доверительного управления активами вырос почти на 80% до отметки в 1,8 трлн. рублей, устояв перед натиском западного кризиса ликвидности, потрепавшего нервы финансистам и инвесторам всего мира. За внушительными абсолютными цифрами кроется очень важный нюанс: основными точками роста рынка стали закрытые ПИФы недвижимости, а также резервы крупнейших негосударственных пенсионных фондов. Время массового инвестора пока не настало: риски слишком высоки.

Закрытые ПИФы — как правило, фонды для крупных инвесторов. Порог входа здесь начинается с нескольких сотен тысяч долларов. Хотя есть демократичные фонды недвижимости, вход в которые некоторые управляющие компании снизили до 10—30 тыс. рублей. Причина популярности и столь активного развития этих инструментов кроется в их удобстве для реализации строительных проектов. Эти деньги не связаны со спекуляциями на фондовом рынке, они не испытывают влияния его колебаний и потому служат для рынка управляющих своеобразным якорем, не давая ему чрезмерно раскачиваться, реагируя на негатив с западных фондовых площадок и проблем с ликвидностью банковского сектора.

Хорошую поддержку рынок получил в самом конце прошлого года, когда наконец были приняты поправки в базовый закон отрасли — “Об инвестиционных фондах”.

Изменения и дополнения в закон позволят преобразовать ЗПИФН в фонд для квалифицированных инвесторов. Это дает дополнительные преимущества для фонда, он становится более гибким по принятию решений, может привлекать заемные средства, может закладывать и получать финансирование под объекты из фонда.  Кроме того, фонд становится более прозрачным для инвесторов, потому что формируется совет пайщиков, которые принимают все основные решения по крупным сделкам, по стратегии фонда.

Квалифицированные инвесторы — это либо финансовые организации, либо “физики”, но со значительным объемом средств и опытом работы на рынке. Поэтому вкусить прелести нового закона частные инвесторы в основной своей массе пока не смогут. Если, конечно, не докажут свой “квалифицированный” статус.
Не все гладко и с законодательными новациями. Поправки в закон “Об инвестиционных фондах” носят общий характер, определяя основные правила игры. Но для того чтобы оценить, как эти правила могут быть реализованы на практике, требуется огромное количество подзаконных актов, конкретизирующих и раскрывающих суть принятых изменений. Инструмент ЗПИФ специфичный, и будет достаточно сложно найти опытных управляющих под проекты такого масштаба.

ЗПИФы — это, что называется, trendy: наиболее актуальное и даже модное направление бизнеса. Но если мы взглянем на совокупную структуру рынка (график), то увидим: островок стабильности российского рынка поддерживают и другие “киты” — НПФ (негосударственные пенсионные фонды), которые передают свои средства в управление УК, а также крупные индивидуальные клиенты управляющих.

НПФ — консервативные инвесторы, и потому их инвестиционные декларации очень жестко ограничивают возможности вложения средств. Легковесное или пассивное отношение к рискованным активам в портфеле, составляющем пенсионные резервы, при таком волатильном рынке, как сейчас, недопустимо, считают эксперты. Система принятия и реализации инвестиционных решений в УК должна быть построена таким образом, чтобы даже при неблагоприятных событиях обеспечивалась сохранность средств. При благоприятном прогнозе можно позволить себе небольшую долю разместить в рисковых активах, например акциях. Такой подход импонирует негосударственным пенсионным фондам, поскольку позволяет обеспечить долгосрочный устойчивый инвестиционный прирост пенсионных резервов.

Перерыв на учебу

Тяжеловесы — ЗПИФы и НПФ — обеспечивают фундаментальную стабильность рынка и двигают вверх его количественные показатели. Что остается массовому потребителю — обычным пайщикам, которым недоступны прелести крупных закрытых фондов, а также индивидуальных стратегий доверительного управления? Очевидно — привыкать к новым условиям жизни, возросшим рискам и учиться работать в такой обстановке.

Вообще, до того момента, как наш фондовый рынок определится с трендом развития и перестанет колебаться по нескольку процентов в неделю, мелкому пайщику лучше воздержаться от вхождения в рынок. Шанс угадать дно очень мал, да и само это дно скорее всего не будет фундаментальным — уже через неделю можно оказаться в еще большей яме. Отсутствие ярко выраженного роста рынка не позволит даже самым профессиональным управляющим продемонстрировать высокие доходности, которыми они привыкли радовать своих клиентов последние два года. Поэтому вход на рынок сейчас чреват нервотрепкой и невысокими заработками.

Вместе с тем пайщикам, которые уже “в рынке”, паниковать не стоит. Нефть выше $100 и предсказуемость власти — это весомая поддержка нашей экономике и фондовому рынку. Для них лучшим вариантом будет простое выжидание.

Но вне зависимости от того, в какой ситуации находится частный пайщик, ему придется хотя бы мало-мальски повышать свою финансовую грамотность. Придется больше времени уделять анализу управляющих компаний, которым хочется передать деньги. Анализ доходности прошлых периодов — не выход. Лучше вникать в базовые показатели эффективности управления средствами — коэффициенты Шарпа, альфа, омега. Эти несколько цифр могут многое сказать о профессионализме УК, рискованности вложений в них, вероятности получить требуемую доходность. В результате частный инвестор научится “читать” и понимать рейтинги надежности и качества услуг УК. Рейтинговое агентство получает массу конфиденциальной информации от компании об организации инвестиционного процесса и управлении рисками. Эта информация никогда не будет доступна клиентам, но оценка этой информации — рейтинг — доступна.

Совершенствоваться придется не только клиентам. Управляющим также придется измениться: агрессивная среда вытолкнет с рынка тех, кто не желает качественно заниматься управлением рисками, улучшать качество клиентского сервиса, а также инвестировать в повышение финансовой грамотности населения. Влияние нестабильности мировых финансов на наш рынок — это шанс для хороших управляющих и угроза для плохих. Здесь действует “дарвиновский” принцип — любая нестабильность приводит к тому, что система, в которой эта нестабильность существует, только улучшается, отсеивая все самое неудовлетворяющее ее требованиям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру