Весеннее равновесие

Сегодня сравниваем цены начала марта и апреля.

2 апреля 2008 в 18:38, просмотров: 390

Как и было обещано, в первый день апреля наши корреспонденты отправились по тем же торговым точкам, что и месяц назад, чтобы зафиксировать цены на те же самые продукты. Результаты нашего похода и динамику цен по выборке раз в месяц вы можете увидеть в таблице. Скажем сразу: некоторые показатели сначала нас просто шокировали. Осознание происходящего пришло не сразу, но выводы показались заслуживающими внимания.

Удивили и огорчили продукты, входящие в группу социально значимых товаров, цены на которые как бы заморожены. Яйца выросли в цене в двух местах из четырех. Хлеб, как и растительное масло, — в трех точках продаж. Хотя и ненамного. Согласимся, что супермаркет для состоятельных погоды здесь не делает. Стабильно держится вроде бы только молоко.

Вместе с тем на “незамороженные” продукты отмечался не только рост, но и падение цен. И здесь начинаются приятные сюрпризы. К примеру, в магазине шаговой доступности, где упали цены на сыр, творог, сливочное масло, нашему корреспонденту объяснили, что они нашли другого поставщика. А это позволило снизить цены. Впрочем, судя по тому, что на прилавках лежала та же продукция, что и месяцем раньше, на самом деле хозяевам магазинчика удалось исключить из цепочки поставщиков одного или двух посредников.

Логично было бы предположить и то, что на этот шаг, как и в ряде других случаев в других местах продаж, торговцев подвигло снижение покупательского спроса в их магазинах. Заметьте, цены в тех торговых организациях, где месяц назад были выше средних по рынку, опускаются вниз. А там, где были ниже, к сожалению, тянутся вверх. Все движение происходит к некоей средней уравновешивающей планке. Вместе с тем пример сыра, подешевевшего в диапазоне 11,6—7,4%, ясно демонстрирует, что тут торговцы превысили некий уровень средней платежеспособности и теперь дружно предпринимают усилия, чтобы вернуть покупателей. Так что волшебная сила рынка все же имеет место быть. Вот только проявляется это достаточно редко.

Показателен и пример с рисом. Он везде подешевел. И это вряд ли можно отнести к случайностям. Напуганное грядущим ростом цен население предпочитает закупать по старинке впрок. Тем же рисом, продуктом длительного хранения, как и другие крупы. И здесь торговля реагирует очень чутко. Как только народ закупился и спрос упал, так цены поползли вниз.

С другой стороны, это доказывает и то, что торговле есть куда “падать”, поскольку никто себе в убыток продавать не будет. А значит, идея предельной наценки для защиты населения от произвола торговли родилась не на пустом месте. Это же своим звонком в редакцию буквально вчера подтвердила читательница “МК” из Люберец. Недалеко от ее дома два по соседству расположенных магазина (один — гипермаркет) торгуют одной и той же мясной продукцией от одного и того же производителя. Разница в цене достигает 48 рублей за 1 кг. Где цены выше? Мы были удивлены — в гипермаркете.

Так что желающим сэкономить следует как можно быстрее освобождаться от навязанных стереотипов. И искать те торговые точки, где цены больше щадят ваш кошелек.

Впрочем, цены — это не единственная проблема. Как говорят эксперты “МК”, некоторые производители могут в нынешних условиях снизить требования к качеству своей продукции. И все же помните, что те продукты, которые изготовлены по ГОСТу, имеют очень жесткие ограничения. В первую очередь по качеству.

Что же касается овощей, то тут, увы, цены на них будут только расти. Как и непосредственные изделия из муки, которая продолжает дорожать. Разброс по моркови и картофелю объясняется происхождением (страна-изготовитель) и степенью предпродажной подготовки.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ — ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ

Сергей Лисовский, зампред Аграрного комитета Совета Федерации РФ:

— Происходящее сейчас — прямое следствие экономической политики целого ряда министерств в течение последних как минимум 8 лет. Вдумайтесь, за эти годы Минэкономразвития не создало ни одного механизма, защищающего наш рынок. Вся деятельность МЭРТ в этой области свелась к раздаче квот на импорт и попыткам перетягивания вопросов регулирования продовольственного рынка на себя.

Так же “эффективно” сработал и Минфин. Это ведомство укрепляло рубль и стерилизовало денежную массу. В результате наши товары стали неконкурентоспособны на российском и мировом рынках, а импортные продукты в магазинах не подешевели. А когда продукты питания и сырье для пищевой промышленности подорожали по всему миру, это не могло обойти стороной и Россию. И благодаря в первую очередь “успешной” работе этих министерств мы и без того непростую ситуацию превратили в по-настоящему плачевную. Кардинальных изменений в работе этих ведомств я пока не вижу. А значит, переломить общую тенденцию вряд ли удастся.



Партнеры