У России будет мегастолица

За 17 лет Москва разрастется больше чем вдвое

2 апреля 2008 в 18:33, просмотров: 1194

Москва и все ее нынешние пригороды к 2025 году станут единым мегаполисом. В нем появятся общие автотранспортные коридоры. Ездить в область и из области можно будет на метро. А новые жилые районы за МКАД станут не менее престижными, чем ныне — запад столицы.
Обо всем этом “МК” узнал не из фантастического рассказа и даже не из прогноза экспертов, а из официального документа — Генплана развития столицы России, который власти должны принять летом.

Фразочка “Курица — не птица, Люберцы — не Москва” скоро лишится смысла. Люберцы станут неотделимы от столичных районов Жулебино и Новокосино. А людской поток из тех, кто захочет жить в более просторных квартирах и дышать менее грязным воздухом, выплеснется за пределы МКАД по всему периметру.

Уже сейчас вокруг Москвы сжимается плотный пояс из новых районов массовой застройки и городов — от 10—15 тысяч жителей до 100 000 (Павшинская пойма, Химки). Причем, поскольку столица вытянута вертикально, районы к западу и востоку за МКАД удалены от центра не дальше Ясенева.

Разрастется Москва и за счет реконструкции шести десятков деревень и дачных поселков вокруг МКАД.

— Мы условно поделили все деревни на сносимые и сохраняемые, — рассказывает зам. гендиректора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский. — Сносимых — ограниченное количество, на их месте можно возводить высотные дома. В сохраняемых же будет в основном малоэтажная застройка, в том числе коттеджная. Но это будут не дачи, а нормальные городские районы.

Да и в пределах МКАД предполагается совершенно сумасшедшее строительство. “Жилплощадь” города увеличится к 2025 году почти в полтора раза — намечено снести 18 млн. кв. м, реконструировать 8,6 млн. кв. м и построить 95 млн. кв. м новых домов. Активно будет застраиваться внутренняя сторона МКАД.

Насколько это повлияет на ценовую политику в разных районах Москвы? Будет ли выровнена стоимость квадратного метра жилья в ЗАО, ЮАО и т.д.? Тут специалисты единодушны.

— Почему какие-то районы Москвы считаются престижными? По старой советской привычке, — объясняет доктор социологических наук профессор Наталья Тихонова. — Как раньше давали жилье? Партноменклатура селилась в Новых Черемушках и Кунцеве. Научные работники — на проспекте Вернадского, Профсоюзной...

Если в европейских странах цена квартиры сейчас уже в значительной степени зависит от экологии, то в Москве престиж пока отношения к здоровью не имеет. Экологическим фактором при покупке жилья мы станем массово руководствоваться лет через 15. Тогда же поменяется и риэлторская оценка.

— Мероприятия, запланированные Генпланом, качественно подтягивают все районы. И если говорить о цене как о мериле качества, то она должна в значительной степени выровняться, — отвечает г-н Баевский.

Архитекторы выявили интересные тенденции: чем больше строится новых домов, тем быстрее морально стареет существующий жилфонд. Это понятно — жить в двухъярусной квартире приятнее, чем в стандартной “двушке”. Но это полбеды. Куда хуже, что даже интенсивная застройка не сможет компенсировать ветшание.

Поэтому нужно вести опережающую замену жилищного фонда. Самыми большими темпами реконструкция будет идти в ЦАО, ЮЗАО, ЗАО и ВАО. Причем чиновники клянутся, что жители пяти- и девятиэтажек сами определят, чего они хотят: сноса домов или реконструкции.

Что касается дорожного строительства, то Москва в свое время зарезервировала много территорий под развитие улично-дорожной сети, и сейчас для города это большое подспорье. Но очень многие дома находятся в пределах т.н. “красных линий” — то есть на месте будущих магистралей. Поэтому вопрос об их сносе рано или поздно встанет.

Явный пример — идея прокладки хордовых автомагистралей. В Генплане 1971 года их было четыре. Эти трассы позволили бы отсечь транспорт от московских колец, и тем самым центр освободился бы от транзитного потока. Тогда проект не реализовали. В нынешнем Генплане, рассчитанном до 2025 года, проектировщики возвращаются к этой идее. Но места для строительства всех четырех хорд уже нет — мешает более поздняя застройка. Спецы нашли места для двух трасс — северной и южной рокад. Наряду с четвертым кольцом они должны сыграть важную роль в транспортных связях Москвы и области. Они пересекут город с двух сторон, и каждая “подхватит” две федеральные трассы.

Южная рокада (она уже частично проложена) свяжет запад и юго-восток Москвы. Она начнется с Рублевского шоссе, пройдет по существующим дорогам до Балаклавского проспекта, затем тоннелем соединится с Кантемировской улицей и Борисовскими прудами, выйдет по новому мосту через Москву-реку в район Капотни и уйдет к Люберцам. Строительство должно завершиться в 2010 году.

Северная рокада (срок окончания строительства — 2012 год) соединит восток и север. Она начнется в районе Косино-Ухтомский, пройдет через Вешняки, вдоль Рязанского направления железной дороги, под проспектом Буденного, Преображенкой, выскочит к улице Академика Королева, откуда можно будет выехать на платную трассу Москва—Санкт-Петербург. С восточной стороны продолжением рокады станет платная дорога Москва—Ногинск (ее прокладку закончат к 2020-му).

Но главная новость — появление федеральной программы, согласно которой к 2015 году все магистрали на выезде из Москвы будут расширены и отремонтированы, на них построят десятки развязок. Поэтому бутылочные горлышки должны исчезнуть.

Правда, транспортная программа никакого отношения к Генплану не имеет — она находится в компетенции федерального правительства. Москва долго пыталась договориться с областью о подобной реконструкции, но, по словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, подмосковные чиновники отказывались содействовать столице. Да и сейчас не спешат сотрудничать при составлении генпланов.

Впрочем, их тоже понять можно: через 10—15 лет ближайшее Подмосковье станет ничуть не менее привлекательно для инвестиций, чем Москва.

Что же касается Генплана Москвы, в июне он будет вынесен на заседание столичного правительства, а затем на представление в Мосгордуму. После того как депутаты дадут “добро”, Генплан-2025 будет сформирован как закон города. Закон, фактически признающий, что Москва выходит из своих нынешних берегов и становится настоящим мегаполисом.




Партнеры