“Закрытая” речь Путина

“МК” узнал подробности выступления ВВП в НАТО

Владимир Путин вчера искал взаимности. Это слово — взаимность — повторялось в речи президента на заседании Совета Россия—НАТО несколько раз.

Источники в российской делегации подчеркивали, что “выступление Путина было построено на позитиве”. Можно не сомневаться: второй мюнхенской речи в Бухаресте не случилось потому, что члены альянса отказались предоставить ПДЧ Украине и Грузии на этом саммите.

Несмотря на грустное для наших соседей решение, итоговое коммюнике Совета НАТО вызвало у российских официальных лиц самые недобрые эмоции. Документ, во-первых, гласит, что Украина и Грузия могут получить ПДЧ в декабре; во-вторых, альянс высказал поддержку планам развертывания американской ПРО в Европе.

До выступления ВВП свои оценки давали члены российской делегации. “Фраза в отношении Украины и Грузии — что они будут в составе НАТО — это называется “без меня меня женили”, — высказал “МК” мнение постпред России при альянсе Дмитрий Рогозин. — Не дождавшись референдума на Украине и того момента, когда будет согласован вопрос о вступлении в НАТО с Абхазией и Южной Осетией, они (члены альянса. — Н.Г.) одобрили идею вступления Украины и Грузии в НАТО!” “В декабре это решение принято не будет — я уверен!” — заявил он. Аргументировал он это так: в декабре состоится не саммит НАТО, а встреча министров иностранных дел членов альянса, и предоставлять дипломатам возможность решать столь важный вопрос “с точки зрения натовской логики было бы неправильно”.

Что касается одобрения альянсом  американской ПРО, то, по мнению Рогозина, “это гораздо более серьезный вопрос, чем ПДЧ”. “Европейцы совершили ошибку, прогнувшись под американцев, — считает постпред. — Обратите внимание на мощную пропагандистскую атаку США, которую те развернули после визита Кондолизы Райс и Роберта Гейтса в Москву. Американцы подали итоги визита как согласие России с развертыванием ПРО. Но мы по-прежнему выступаем против”.

И все-таки объяснять согласие “старых” европейцев на строительство ПРО желанием прогнуться не стоит. Однако теперь возникает вопрос: будет ли американская ПРО сопряжена с собственно натовскими системами безопасности? Возможно, ответ будет получен в ходе грядущей встречи Путина и Буша в Сочи.

Между тем “МК” стали известны некоторые подробности того, как готовилось натовское коммюнике. Главный момент — обещание предоставить Украине и Грузии ПДЧ в декабре появилось в документе… уже после того, как закончилось заседание Совета НАТО. Чудеса? Да нет. Бывшим союзным республикам посодействовал Буш, который долго, но не безуспешно уговаривал Саркози и Меркель обозначить в коммюнике сей важный момент. Проще говоря, главы США, Франции и Германии приняли решение втроем. “Буш хотел, чтобы Украине и Грузии предоставили ПДЧ уже на этом саммите — то есть пока Буш еще глава государства”, — говорит источник “МК”. Но поскольку добиться своей цели американскому президенту не удалось, он предложил вариант с декабрем.

По сведениям “МК”, коммюнике было готово уже к обеду четверга, но обнародовали его лишь вечером. По нашим данным, натовцы ждали, когда Путин вылетит из Москвы. Такая осторожность объяснялась боязнью, что российский президент в последний момент отменит визит…

Вчера, как и планировалось, Путин принял участие в заседании Совета Россия—НАТО, где произнес речь — в закрытом режиме. По словам источника в российской делегации, глава государства высказался за то, чтобы отношения России и НАТО стали более зрелыми, и заверил аудиторию, что сотрудничество с альянсом — это стратегический выбор Москвы. Но главной мыслью речи Путина было то, что безопасность в мире может быть только всеобщей и неделимой. И неправильно, когда альянс пытается обеспечить собственную безопасность за счет других. В связи с этим Путин напомнил, как бесконфликтно проходил процесс объединения Германии, как выводили оттуда наши войска и как Россия сворачивала свои базы на Кубе и во Вьетнаме. При этом мы рассчитывали на взаимность, но не получили ее, поскольку некоторыми партнерами овладела логика торжества победителей. Одни стали считать Россию слабой, другие начали демонизировать ее или же обвинять в имперских амбициях. Разумеется, Путин не смог не сказать и о расширении НАТО, заявив, что России предлагается лишь наблюдать за этим процессом. А вот мнение ее в расчет не принимается. Глава государства признался, что расширение НАТО — проблема для России, но ей эти проблемы не нужны. Ей нужно другое — взаимность. ВВП видит ее так: вместо того чтобы готовить новую стратегическую концепцию альянса, чем и занимается сейчас НАТО, президент предложил подготовить стратегическую концепцию Россия—НАТО.

“Это же дембель!”

На момент подписания этого номера ВВП давал получасовую пресс-конференцию, и вот что сказал президент.

О демократии: “Вступление в НАТО — это не автоматический демократизатор... Вот Украина. Ее приняли бы вчера в НАТО — она стала бы демократией. А сегодня она что, не демократия? Что за бред!”

В ответ на вопрос о том, не жалко ли, что придется отойти от внешнеполитической деятельности: “Как человек, который ответственно относился к своей деятельности, я, конечно, жду с нетерпением, когда груз ответственности свалится с моих плеч! Это же дембель!”

МЕЖДУ ТЕМ

Сегодня вечером американский президент должен прилететь в Сочи — на встречу с Путиным. Сопровождают Буша госсекретарь Кондолиза Райс, помощник по национальной безопасности Стивен Хэдли и американский посол Уильям Бернс.

Россия по-прежнему против ракет возле своих границ, американцы все так же не спешат ни отказываться от своих планов, ни принимать предложенную Москвой альтернативу по размещению ПРО в Габале. Тем не менее накануне визита американские аналитики дружно пришли к выводу: Бушу придется наконец принять какое-то решение...

Дмитрий Медведев, кстати, как ожидается, также прилетит в Сочи и встретится с Бушем.

ЧТО ПИШУТ НА ЗАПАДЕ О САММИТЕ НАТО?

The Times: Для Путина с Джорджем Бушем Бухарест стал полем битвы за наследство — и Путин победил по очкам.

Spiegel: На саммите НАТО Джордж Буш снова доказал всему миру одно: если президент США что-то вбил себе в голову, он пойдет до конца — независимо от того, насколько болезненным достижение цели может оказаться для него самого. То, что его стремление как можно скорее выдать Грузии и Украине клубную карту потерпит поражение, президент США знал еще с конца февраля. И тем не менее он бился в Бухаресте головой о стену, подобно упрямому ребенку.

The Guardian: Владимир Путин, допустим, более крепкий орешек по сравнению с Горбачевым, и Россия по-прежнему переживает по поводу его уступок, но и время, когда Буш решил нанести удар, неудачное — как раз в момент передачи Путиным власти.

Бухарест.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру