“Чайка” на “чайку”

На “Золотую маску” претендуют сразу две чеховские пьесы

4 апреля 2008 в 16:34, просмотров: 660

Фестиваль “Золотая маска” в балетных номинациях достиг своего апогея. В битву за театральную премию вступают зрительские фавориты. “Чайка” с берегов Невы балетного классика Бориса Эйфмана, созданная на музыку Рахманинова. И прописанная в Москве в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко “Чайка”, залетевшая из Гамбурга, от другого балетного гуру — Джона Ноймайера.

В этом году на национальную премию выдвинуты в основном западные балеты, освоенные русскими театрами. Либо восстановленная из руин классика XIX века. Но и на жюри нельзя пенять. Специалистов по хореографии там явно не хватает. А именно хореографическая составляющая спектакля Эйфмана на сей раз требует особенно объективной оценки. Россыпи причудливых дуэтов, трио, ансамблей на четырех человек, кордебалетных сцен пронизывают балетный спектакль. И скроен он, как всегда (что является отличительной чертой Эйфмана), по-режиссерски крепко. Но к чеховской “Чайке” имеет касательное отношение.

В отличие от Ноймайера, который тщательно прописал в своей балетной пьесе чуть ли не все диалоги, у Эйфмана это скорее сегодняшний взгляд на Чехова. Действие жестко переведено из сельской усадьбы в балетный класс. И даже в такие неожиданные места, как бордель, в котором на ниве стриптиза и трудится Нина Заречная. Подвыпившие самцы здесь развлекаются тем, что пуляют в нее, как в мишень, из пугача не то краской, не то взбитыми сливками. А Заречная и именует себя у Чехова чайкой. Да и в хореографии Эйфмана для нее поставлены движения этой птицы, хотя и изображенной однокрылой. Изумительные мужские дуэты, как всегда, в центре внимания. Главный конфликт разворачивается между “модным хореографом” Тригориным (Юрий Смекалов) и “дерзким новатором” Треплевым (Олег Габышев). “Дерзкий новатор” и вправду новаторствует. Придумывает завораживающие и изломанные движения, новые и для Эйфмана. Выясняет не лишенные инцеста отношения с матерью — примой Аркадиной. Но между делом балуется хип-хопом. Эффектнейшая хип-хоповская композиция располагается в конце первого отделения.

При этом не устаешь удивляться Эйфману. Где он находит таких артистов? Казалось, после ухода Альберта Галичанина и Игоря Маркова труппе ничего уже не светит. Но откуда-то из Новосибирска Эйфман выписывает себе выпускника местного хореографического училища и делает из него блестящего солиста. Олег Габышев, я полагаю, — главный претендент на “Золотую маску” в этом году. Хотя шансы и у другого золотомасочного выдвиженца, Юрия Смекалова, тоже неплохие.



Партнеры