Оппозиция совершила резолюцию

Так и не созданное движение чуть сразу не ушло в подполье.

Прозаседав всю субботу в полутемном конференц-зале питерской гостиницы “Англетер”, 177 представлявших различные организации и себя лично демократов проголосовали за создание “широкого общественно-политического движения”. “Это наше заявление о намерениях”, — сказал “МК” один из них. Ничем другим ЭТО пока назвать и нельзя: ход дискуссии показал наличие разногласий по многим важным организационным и политическим вопросам.

На площади Исаакиевского собора, прямо у входа в гостиницу, с утра дежурили четыре автобуса с ОМОНом, вызывая оторопь у респектабельных постояльцев. “Охраняют!” — ехидничали собиравшиеся демократы. А туристы-китайцы, по случаю церемонии встречи олимпийского огня в большом количестве прибывшие в Петербург, все время норовили фотографироваться на фоне угрожающих автобусов. Милиционерам это не нравилось, китайцев безжалостно отгоняли.

ОМОН не понадобился, все прошло спокойно. Вместо главы питерского “Яблока” Максима Резника, который в 11.00 должен был открывать конференцию под названием “Новая повестка дня демократического движения России”, эту почетную миссию пришлось выполнить его коллеге по партии Михаилу Амосову: как раз на 11.00 подследственного Резника вдруг вызвали в прокуратуру. Но это что! Еще один подследственный участник конференции, московский правозащитник Лев Пономарев, вообще не смог прибыть — его не пустили, сославшись на подписку о невыезде…

“Мы намерены сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть Россию на свободный, демократический, европейский путь развития”, — говорится в принятой на конференции резолюции. Для этого, по мнению демократов, необходима “политическая реформа”, ее-то и должно добиваться новое движение. А как же старые демократические партии — СПС и “Яблоко”? Выяснилось, что часть сторонников объединения считает партии в нынешних условиях вообще ненужными. Такой точки зрения придерживаются в основном те политики и общественные деятели, у которых своих партий еще нет или уже нет. Встреченный бурными аплодисментами писатель и известный советский диссидент Владимир Буковский заявил, например, что так как выборов в стране больше нет, то и “делать ставку на партии бессмысленно”. По его мнению, необходимо “массовое движение сопротивления”, причем регистрировать его ни в коем случае не надо: “Конституционное право гражданина не нуждается в одобрении чиновника!”

Противоположную точку зрения озвучил лидер СПС Никита Белых: “Если мы просто боремся с режимом, то это можно делать и партизанскими методами, а если мы боремся за власть, то это можно делать лишь при помощи хорошо организованной политической структуры”. Его видение программы действий таково: сначала надо создать движение, а потом на его базе — объединенную демократическую партию. Но так далеко большинство присутствовавших еще не заглядывало.

Много споров было и о том, стоит ли, как выразился один выступавший, “играть с властью по установленным ею жлобским правилам” и участвовать в выборах. “Среди нас сидят депутаты региональных и муниципальных собраний — что же, им мандаты сдавать?” — растерянно спросил кто-то. “Да!” — ответили из зала радикально настроенные соратники Гарри Каспарова из “Объединенного гражданского фронта”. Но большинство все-таки солидаризировалось скорее с Борисом Немцовым, который сказал: “Федеральных выборов больше нет, но есть же регионы, где оппозиции иногда удается выигрывать. Зачем от этого отказываться?”

Проблема участия или неучастия в выборах естественным образом была связана с вопросом о том, можно ли в принципе разговаривать с нынешним “авторитарно-полицейским режимом”. “Я не понимаю, как можно договариваться с натуральными, полноценными чекистами, особенно после Беслана, после арестов и пыток!” — заявил Станислав Яковлев из ОГФ и сорвал аплодисменты. Но в проголосованной резолюции все-таки говорится, что новое движение, не отказываясь от массовых акций протеста, вправе идти на “контакт с властью” по таким вопросам, как отмена цензуры, защита прав и свобод граждан, социальные интересы россиян, поддержка социальных инициатив, освобождение политзаключенных, демонтаж авторитаризма. Тем более что, как выразился президент Института энергетической политики Владимир Милов, нынешнее “двоевластие” неизбежно приведет к появлению трещин в режиме, и “этими трещинами надо пользоваться”…

Весь день участники конференции изо всех сил старались свято соблюдать данный утром зарок: не выяснять отношений друг с другом и не говорить гадости в адрес отсутствующих демократов. Но выдержали не все. Адвокат Юрий Шмидт, известный в том числе и по защите Михаила Ходорковского, предложивший считать его голос “голосом из гущи народа” (в зале захихикали), назвал СПС и “Яблоко” лузерами, не способными работать, и заклеймил не приехавших в Петербург лидеров “Яблока” Явлинского, Митрохина и Иваненко: “Они не удовлетворяют никаким критериям демократического выбора!” Раздались аплодисменты.

 Именно эти аплодисменты больше всего обидели члена бюро партии “Яблоко” москвича Виктора Шейниса: “Требовать публичного осуждения кого-то — это большевизм, от которого надо уходить!” — сказал он.

В резолюции о создании нового движения написано, что оно должно строиться на принципах “отказа от какой-либо публичной недружественной полемики между демократическими силами”. Но проблемы отношений с федеральным “Яблоком” (оно негативно отнеслось к самой идее проведения этой конференции) призывы “жить дружно” не снимают. Питерские “яблочники” надеются, что на съезде их партии летом удастся убедить большинство сотрудничать с организаторами нового движения. “Содержательных препятствий этому быть не может, я не вижу даже под микроскопом в принятых нами документах ничего, что отличалось бы от позиции “Яблока”, — сказал “МК” член бюро партии Григория Явлинского питерец Борис Вишневский…

Теперь координационная группа из 12 человек (в нее вошли руководители питерского “Яблока”, Никита Белых, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Владимир Милов, Владимир Буковский и другие организаторы конференции) начнет готовить региональные объединительные конференции, которые где-нибудь к концу года должны привести к созыву съезда демократических сил России. Там-то и планируется зафиксировать создание движения. Звать в новую организацию других оппозиционеров (левых и националистов), как предлагал Гарри Каспаров, большинство участников конференции в Петербурге не готово: в резолюции говорится лишь о сотрудничестве “со всеми действующими в России демократическими силами”.

С.-Петербург.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру