“Трактор” страха

Андрей Назаров: “Главной задачей было не обо... Ну, скажем культурно: не ударить в грязь лицом”.

Несмотря на выход ярославского “Локомотива” в финал российского хоккейного чемпионата-2007/08, который едва ли кто мог предвидеть, большинство специалистов главным открытием сезона признают совсем другую команду — челябинский “Трактор”. От клуба, обладающего самым скромным бюджетом из всех в суперлиге, ожидали в лучшем случае отчаянной борьбы за место, дающее право на продолжение борьбы, а никак не уверенного, с запасом, попадания в плей-офф. И неудивительно, что с кусачим “Трактором” молодого тренера Андрея Назарова, главного, безусловно, творца “челябинского чуда”, никто из фаворитов встречаться в первом раунде желанием не горел…

Зато с ним с удовольствием встречаются журналисты. И это тоже понятно: Назаров еще со времен игры в Национальной хоккейной лиге, где он первым из россиян освоил амплуа “полицейского на льду” (и не раз с успехом колошматил признанных за океаном “тафгаев”), прославился среди нашего брата как умный и откровенный собеседник. Таким и остался, заняв место на тренерской скамейке… В общем, достаточно поводов для командировки в Челябинск?

— Андрей Викторович, несмотря на поражение в первом раунде плей-офф от ЦСКА, в целом дебютным тренерским сезоном вы наверняка довольны…

— Не буду скрывать, удовлетворение от работы испытываю, хотя концовку немного смазали. Вот, например, вывел на серьезную орбиту молодых пацанов — Алистратова и Пигановича. Они, не сомневаюсь, могут вырасти в звезд мирового уровня. Олег Пиганович, думаю, через пару лет уедет в НХЛ (он стал самым результативным защитником в сезоне. — “МК”). Двухметровый, с отличным броском, сильный физически — таких там любят! Вратарю Даниле Алистратову всего 17 лет, но он прогрессирует сумасшедшими темпами…

— А вообще, что в новой для вас работе порадовало, а что огорчило?

— Больше — порадовало, ведь тренировать оказалось очень интересно. Не менее интересно, чем играть самому. А если еще что-то начинает получаться… Разочарования? Не буду называть фамилии, но главное огорчение — люди, с которыми не удалось сойтись характерами. Порой хороший хоккеист не хочет играть в твоей команде — приходится расставаться. И если человек нужен в другом клубе — отпускали всех, кто просил.

— Рассказывают, Назаров — суровый тренер. И вы начали гайки закручивать с первых же дней в “Тракторе”…

— Догадываюсь, о чем вы. Дело было во время предсезонки. Мы крупно проиграли товарищеский матч. Один игрок сыграл слабо и бесхарактерно, хотя в предыдущем сезоне смотрелся неплохо. Я попросил его по дороге на базу выйти из автобуса и идти пешком. А команда решила, что виноваты все, — и остальные тоже вышли. До базы было километров 20, но они, конечно, пешком не пошли — на попутках добрались. На следующий день я перед игроками извинился за эмоции. Но, вполне возможно, именно этот момент сплотил команду. Впрочем, вряд ли еще когда-нибудь повторю такой ход…

— Вы по тренерским меркам еще совсем молоды — 33 года. Планировали сразу занять пост главного?

— Нет. Пришел я в “Трактор” менеджером, должен был помогать в селекционных вопросах. Но главный тренер Геннадий Цыгуров добровольно принял решение уйти в отставку и перебраться в “Нефтехимик”. Приходилось слышать, что Геннадия Федоровича выгнали, но это полный бред! Я лично приносил ему контракт на два года, завизированный губернатором, а он отказался. И мне предложили занять эту должность. Я, практически не задумываясь, согласился.

— И какие задачи были перед вами поставлены?

— Главной задачей было не обо... Ну, скажем культурно: не ударить в грязь лицом. И считаю, что выполнить ее нам удалось. Могу с уверенностью сказать: сделал все что мог. Да, где-то проскочили на дурачка, где-то повезло, но я сразу понял, что команда молодая и единственный шанс вылезти — работать над физикой. Этим все лето и занимались: бегали кроссы, прыгали, на велосипедах ездили…

— А сомнений в своих силах не возникало?

— Нет. Стать главным тренером — мечта любого настоящего хоккеиста. Ты играешь за сборную, выступаешь в Национальной хоккейной лиге, и переход на тренерскую работу — вершина карьеры. Хотя нет, наверное, пик — возглавить сборную! Впрочем, это все слова, а на деле меня просто бросили в пекло суперлиги. И за это я “Трактору” только благодарен. Возможно, я допускал какие-то ошибки, но без них не бывает. Я человек очень эмоциональный, много успеваю сделать за минуту — и мои просчеты перекрывала моя работоспособность. Я многого требую и от себя, и от хоккеистов, которым тоже благодарен. Для игроков ведь сложившаяся ситуация тоже была шоковой. Прошлый сезон “Трактор” провалил, и я перед стартом чемпионата серьезно поговорил с командой. Сказал, что для меня это первый сезон, но я вам помогу чем смогу. Сделаю все, чтобы вы выигрывали. Ребята, похоже, меня услышали.

— Вот так с ходу все поверили в ваш тренерский талант?

— Конечно, нет. Но после того, как стали побеждать, поняли — мы на верном пути.

— А что такое хоккей по Назарову?

— Думаю, не стоит изобретать велосипед. Существует множество наработок и специалистов, занимающихся физикой, подготовкой команды к сезону. Дело тренера — тактика. Я приверженец атакующего хоккея.

— Вы поработали под руководством множества известных тренеров. Кто из них оказал самое сильное влияние на вас как на тренера?

— Петр Воробьев и Майк Кинэн. У первого научился работоспособности и работе над физикой, а у Кинэна — ставить перед игроками цели: если ты защитник — играй в защите, нападающий — в атаке, вратарь — лови шайбу. Все просто: тренер — тренирует, директор — занимается административными вопросами. И точильщик коньков не должен лезть в тренерскую работу. Эта элементарная схема очень эффективна. Именно этого нам в России и не хватает. Делай свою работу, а если не справляешься — уходи!

— Чего в игровом плане не хватает российскому хоккею?

— Наши игроки-то все умеют, а вот судейство у нас отвратительное. Порой начинают удалять одного за другим хоккеистов обеих команд, игры в равных составах практически нет. А что такое большинство: тупой розыгрыш шайбы 5 на 4. Смотреть это неинтересно. В хоккее же интересно движение: вброс шайбы, силовая борьба, выходы игроков на ворота... А что мы видим при игре в неравных составах — стоят игроки по периметру чужой зоны и пасуют друг другу. В НХЛ больше дают играть 5 на 5.

Думаю, нам надо уменьшать площадки. Будет больше бросков, больше борьбы. Но не надо тупо копировать канадцев. Давайте сначала просто немного уменьшим площадки и посмотрим, что получится. Вернуться назад никогда не поздно.

— В нашем хоккее грядут перемены — следующий чемпионат будет проводить новая лига.

— Все правильно. Новая, на манер НХЛ, лига нужна. Участников разобьют на подгруппы, потом будет эдакий Кубок Стэнли. Главное, чтобы через год снова не стали все с ног на голову переворачивать. А то каждый год происходят изменения, и люди просто начинают путаться: ПХЛ, КХЛ, новая лига...

— Сложно обойти стороной ваш матч с “Ак Барсом”, завершившийся дракой “команда на команду”.

— А что там страшного произошло? Ничего! Подрались — и все. Я нормально к этому отношусь. Ажиотаж поднялся, но ведь в больницу со льда никого не увезли.

— С игроками потом разбирали произошедшее?

— Поговорил в первую очередь с молодыми. Показал, в каком моменте кто испугался. Тем, кто проиграл драку, подсказал, что надо делать, чтобы в следующий раз победить. А вообще любая драка — это выплеск эмоций, негативной энергии. Мы после этого 5 матчей подряд выиграли.

— А как считаете, система наказаний за подобные происшествия в России работает?

— Считаю, за одну драку удалять до конца игры неправильно. Надо разрешить один раз подраться. В НХЛ в матче можно два раза пустить кулаки в ход, и лишь на третий игрок может получить матч-штраф. Порой от заслуженных ветеранов хоккея можно услышать, что наказание должно быть более суровым, но они не понимают, что хоккей, как и мода, не стоит на месте. Может, 70 лет назад драка на льду и считалась чрезвычайным происшествием, но сегодня это просто эмоции, составляющая игры. Мы, как я уже сказал, 5 матчей потом выиграли подряд, и раз драка с “Ак Барсом” пошла на пользу, то почему нет? Почему на зрителей не поработать? Да и интерес какой: в Европе моменты драки “Трактор” — “Ак Барс” показывали по всем каналам не потому, что это кошмар, а потому, что это интересно. Даже CNN, которая никогда не показывала ни Челябинск, ни “Ак Барс”, крутила картинку.

Вспомните, что творилось на последнем матче “Трактор”—ЦСКА: люди орали, визжали, стены дрожали. Вот ради этого все мы и живем. Ради того, чтобы достичь такого ажиотажа. Кому нужен хоккей без борьбы, голов и драк?

— Не знаете, организаторы новой лиги будут собирать тренерский совет, чтобы советоваться с наставниками клубов элитного дивизиона?

— Все же у нас великие. Ну кто спросит у меня, что я думаю? Они сами все знают. Хотя за 13 лет в НХЛ я набрался опыта. А для них Назаров всего лишь молодой начинающий тренер. Многое доказал этим сезоном? Не думаю.

— С “Трактором”, надо думать, контракт у вас продлен?

— Да. Причем подписал то, что предложили, не торгуясь. Я понимаю, что обязан этой команде. И даже после удачного первого года, считаю, что не вправе выдвигать какие-то требования. Мне оказали доверие, и я его должен отработать. Кто-то говорит, что можно было получить и больше, но мне хватит, меня все устраивает.

— Челябинский губернатор Сумин к хоккею неравнодушен?

— 2 команды от Челябинской области в плей-офф! Что тут добавить? Кто еще может этим похвастать? Если только Татарстан, но они давят деньгами, а мы — что в “Магнитке”, что в Челябинске — стараемся выезжать за счет своих хоккеистов.

— Один из них — юный вратарь Алистратов, который приходится губернатору внуком.

— Амбициозный молодой человек, который многого хочет от жизни. Прогрессирует очень быстро. Я вижу, что он стремится расти, и помогаю чем могу. По жизни не люблю людей пассивных и ленивых — он не из таких.

Хоккей.
Чемпионат России. Финал

“Салават Юлаев” — “Локомотив” — 0:3
“Салават Юлаев” — “Локомотив” — 2:0

Голы: Блатяк (Кутейкин, Микеска), 46:08 (1:0) — в большинстве. Волков (Медведев), 58:17 (2:0).
Счет в серии 1—1

Наблюдая за тем, как развиваются события в финальной серии российского плей-офф “Салават Юлаев” — “Локомотив”, понимаешь, что ошибались те, кто называл полуфинальную встречу “Салават Юлаев” — “Ак Барс” досрочным финалом. Да, и Уфа, и Казань считались главными претендентами на “золото” еще до старта чемпионата, а “Локо” не входил даже в расширенный список кандидатов, но посмотрите, как здорово выглядят ярославцы в плей-офф. А что творит главная звезда “Локомотива” Алексей Яшин! Тот Яшин, талант которого в НХЛ никто под сомнение не ставил, но сколько Алексею доставалось от североамериканских специалистов и журналистов, обвинявших россиянина в отсутствии бойцовских качеств и неумении настроиться и повести за собой партнеров в плей-офф. А Яшин с того момента, как команды перешли на кубковую систему, забивает практически в каждом матче, его клуб уже в финале и уже успел зацепить одну игру на выезде. Вряд ли эта финальная серия закончится в Ярославле в пользу “Локо”, но Яшин и компания уже посрамили скептиков (в числе коих, признаться, был и автор этих строк), прогнозировавших бесславное сухое поражение “железнодорожников” в финале.

Александр Кожевников, двукратный олимпийский чемпион:

“Если судить по тому, как соперники провели весь чемпионат, то Уфа, конечно, выглядит сильнее. Но это плей-офф, который и привлекает зрителей своей непредсказуемостью. Это лотерея. Слишком много нюансов: лидерские качества, эмоции и настрой. В НХЛ Лешу Яшина называли игроком, не умеющим проявить себя в плей-офф, а посмотрите, как он смотрится в роли лидера “Локо”. Команда демонстрирует удивительный хоккей, и, хоть для меня фаворитом остается “Салават Юлаев”, ярославцы без боя не сдадутся”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру