“Для проведения конкурсов и аукционов важна прозрачность”

Москва вводит инновационную систему профилактики коррупции на госзакупках

В марте мэрия Москвы в целях улучшения прозрачности размещения заказа ввела систему ежеквартального мониторинга. В чем ее суть, а также каким образом правительство города собирается в этом году бороться с коррупцией при проведении торгов, “ЭВ” попросил рассказать руководителя Тендерного комитета Геннадия Дёгтева.

— Геннадий Валентинович, сегодня ведется много разговоров о коррупции в сфере государственного заказа. Как вы оцениваете ситуацию?

— К коррупции как вредоносному социальному явлению я отношусь, безусловно, резко отрицательно, а что касается разговоров о коррупции, то есть тревожное ощущение, как бы все эти разговоры не вылились в очередную кампанейщину. В борьбе с этим злом наш департамент ввел несколько конкретных практических и профилактических мер. В первую очередь это касается инновационных технологических решений, которые бы свели к нулю коррупцию. И у нас такие решения есть.

— Что это за решения?

— С момента образования Департамента города Москвы по конкурентной политике по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова был сформирован единый подход в области функционирования системы городских торгов. Мы разработали и используем на практике единые требования к участникам, формы типовой документации. В фундамент данного подхода заложена инфраструктура единой торговой площадки, основанная на автоматизированной информационной системе единой регистрации контрактов и торгов (АИС ЕРКТ). В рамках АИС ЕРКТ функционирует разветвленная система реестров, включающая наряду с реестром госконтрактов реестр конкурсов и лотов, в котором содержится основная информация о проводимых в городе конкурсах, аукционах, запросах котировок и др. и многоуровневая система внутреннего аудита. В прошлом году, например, средствами АИС ЕРКТ приостановлено или заблокировано размещение заказов в 115 случаях. Эксперты положительно оценивают действия Москвы в этом направлении. Замечу, что пока еще аналогов АИС ЕРКТ нет больше ни у кого в стране. Сегодня система закупок Москвы включает порядка 5 тыс. заказчиков. Город — крупнейший закупщик в стране. Вот почему для проведения конкурсов и аукционов так важна прозрачность. Стандартизацию процедур, документации, методов определения начальных цен и составления спецификации закупки мы считаем необходимой предпосылкой прозрачности закупок.

Кроме этого информационный мониторинг позволяет выявлять торги с участием устойчивых пар и фокусировать внимание контролирующих органов на проверке именно этих торгов. Само существование системы мониторинга, контролирующей все действия заказчика, служит сдерживающим фактором при попытке провести коррупционную схему.

— Насколько трудно обнаружить коррупционные схемы, когда в формально конкурентных процедурах участвуют компании, подконтрольные одному из участников аукциона?

— Такие коррупционные схемы сложно обнаружить, поскольку они не сопровождаются очевидными процедурными нарушениями: процедуры проходят по требованиям закона, в торгах принимает участие достаточное число поставщиков. Однако с помощью автоматизированных информационных систем путем постоянного мониторинга можно не только выявлять возможные нарушения (например устойчивые пары, тройки), но и прогнозировать те узкие места, которые могут быть использованы нечистоплотными участниками торгов. Очень важен внутренний контроль, который в настоящее время никак законом не регламентирован и остается на совести заказчика. А ведь именно он позволяет оперативно следить за соблюдением процедур и объективно оценить эффективность закупочной системы.

— Что еще сделано для того, чтобы процедура размещения госзаказа стала прозрачнее?

— Торги, проводимые на единой торговой площадке города Москвы, всегда открыты, и в качестве наблюдателей на них нередко присутствуют представители различных СМИ. В дополнение к официальному сайту в Интернете мы создали “Портал государственных закупок”, который позволяет участникам размещения госзаказа зарегистрироваться, подать заявки для участия в электронном аукционе, ознакомиться с протоколом допуска к нему, наблюдать за ходом проведения торгов и знакомиться с его итогами. Таким образом, соблюдается полная прозрачность процедур.

— Все приведенное — это и есть ваше инновационное ноу-хау?

— Совершенно верно. Причем исключительно отечественного производства. Именно единая торговая площадка Москвы и стала инновационным проектом. По аналогии с единой городской торговой площадкой, находящейся в Тендерном комитете, образованы 10 окружных торговых площадок, 12 отраслевых для размещения заказов второго уровня и 3 электронные торговые площади. Хочу также подчеркнуть, что использование инновационных систем экономит городу значительные средства. В 2006 г. московские закупки составили 293 млрд. руб. (12,7% всех госзакупок в РФ), причем городу удалось сэкономить 22,8 млрд. руб. Экономия по сравнению с 2004 г. выросла на 44%. За шесть месяцев 2007 г. объем торгов составил 270 млрд. руб., а сэкономить удалось уже 23,8 млрд. руб. Это сопоставимо с расходами на безопасность и содержание правоохранительных служб города в 2008 г. (26,8 млрд. руб.).

— Вы говорите как убежденный технократ. На ваш взгляд, внедрение новых технологий в бюрократический процесс поможет исправить положение?

— Да, я выступаю в данном случае как технократ. Без высокотехнологического подхода развитие экономики будет неравномерным, скачкообразным, а самое главное — мы все время будем попадать в зависимость от внешних факторов. А в нашей отрасли это губительно. Ведь за размещением услуг и приобретением товаров по госзаказу стоят прежде всего обычные люди. Наша задача обеспечить нормальную, стабильную жизнь в городе, чтобы каждая молодая семья знала, что их ребенку найдется место в детском садике. А школа, в которую потом пойдет этот ребенок, будет радовать просторными и удобными классами. Чтобы пенсионеры, приходя в поликлинику, получали полноценный комплекс лечебных услуг. Чтобы все клиники были оснащены соответствующей медтехникой и т.п. Технологичность любого процесса помогает снизить те негативные явления, которые связаны с этим процессом. Очевидно, что полностью коррупцию искоренить невозможно. Но нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Особенно в том случае, если речь идет о жизни горожан.

— Можно сказать, что в Москве уже работает антикоррупционная программа?

— Я бы уточнил: действуют основные элементы антикоррупционной программы в сфере размещение госзаказа. Последним элементом стала система ежеквартального мониторинга эффективности и прозрачности размещения заказа, которая введена с марта этого года.

— Коррупция боится открытой конкуренции. Чего сегодня, на ваш взгляд, не хватает конкурсной системе города?

— Весьма острой продолжает оставаться проблема независимой экспертизы в сфере госзаказа. Нужен качественный экспертный анализ конкурсных предложений, их обоснованность, перспективность и пр. Из общих задач я бы выделил создание сертифицированных обособленных торговых площадок, работающих по единым нормам и правилам. Сейчас их более 20, это префектуры округов и крупные госзаказчики, которые самостоятельно проводят процедуры 2-го уровня, когда сумма заказа не превышает 10 млн. рублей. В этом случае Тендерный комитет обеспечивает методическое руководство и организует работу единой информационной системы. В нынешнем году нам предстоит создать и переаттестовать порядка 80 обособленных торговых площадок по всему городу. План-график их ввода утвержден первым заместителем мэра в правительстве Москвы Юрием Росляком. На таких площадках обязательно будет работать служба “одного окна” по приему-выдаче конкурсной документации, торги обязаны проводить конкурсные комиссии из числа обученных специалистов, и таких специалистов должно быть в комиссии не менее 50%.

— В прошлом году было подано 387 жалоб на действия конкурсных комиссий. На что жалуется народ?

— В основном на то, что конкурсная комиссия приняла неправильное решение о допуске участников и необоснованно отклонила чью-то заявку, на то, что оценка поступивших заявок была проведена не в соответствии с критериями, определенными конкурсной документацией. Когда жалоба признается обоснованной, выдается предписание контрольного органа, которое обязывает госзаказчика исправить эту ситуацию. Вплоть до повторного запуска процедуры. Кроме того, по закону госзаказчик не может заключить госконтракт раньше чем через 10 дней после подведения итогов торгов. Это время как раз и отводится на обжалование. Если сроки истекли, поставщик вправе обратиться в суд. При этом хочу подчеркнуть, что на действия конкурсных комиссий госзаказчиков, уполномоченного органа и специализированных организаций было подано около 300 жалоб. Лишь треть их признана обоснованными. Т.е. на 1000 процедур в среднем подается 1 обоснованная жалоба.

— Как вы прокомментируете недавнее решение 9-го арбитражного апелляционного суда, который признал недействительным три договора, заключенных между правительством Москвы и ООО “СТ Девелопмент” по сносу и строительству гостиницы “Россия”?

— Еще раз хотелось бы отметить, что департамент — это процедурный орган, созданный для организации и проведения конкурсов и аукционов. Если будет принято решение о проведении нового конкурса, то он пройдет на единой торговой площадке города.

— Каким, на ваш взгляд, в нынешней ситуации должен быть чиновник?

— Непростой вопрос. Мне кажется, что современный чиновник должен прежде всего уметь играть в команде. Именно командный подход к реализации поставленных задач позволяет найти оптимальное и достаточно быстрое решение. В условиях построения сильной экономики, как в хоккее, если хочешь добиться результата, то добиваешься синергетического подхода, когда сила каждого игрока удваивает, а то и утраивает силу его товарища по команде. И здесь нет места личным амбициям. Ведь все мы делаем одно общее дело. Помимо этого современным чиновникам, на мой взгляд, не хватает исполнительской дисциплины. Сколько грамотных решений так и осталось на бумаге из-за волокиты и халатного отношения к их исполнению.

— Как в целом вы оцениваете современную экономическую ситуацию в городе?

— Позвольте сослаться на слова мэра столицы, сказанные им при подведении итогов минувшего года. Юрий Михайлович выделил три судьбоносных для города достижения. Во-первых, Год ребенка ознаменовался рождением ста тысяч малышей, во-вторых, строительством жилья — сдано в эксплуатацию более 5 млн. кв. м жилья, в том числе для военнослужащих, и в третьих, открыты три станции метро, что жизненно важно для Москвы. Вы видите сами, город стал ярче, чище, красочнее. Восстанавливаются памятники архитектуры, строятся школы, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы. Уровень жизни москвичей стал выше — об этом говорят исследования независимых экспертов. Так что, как говорил герой фильма “В бой идут одни старики”, “будем жить!”.

 

СПРАВКА "МК"

Геннадий Дёгтев родился в 1960 году. В 1983 году окончил МЭИ. 1990—1997 гг. работал в префектуре ЮВАО Москвы. В 1998 году назначен на должность заместителя председателя кабинета министров, министром промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики. С 2000 года работал префектом ЦАО Москвы. С 2004 года — председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов. С2006 года — руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. Женат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру