И снова про вето

Зачем Качиньский давит на старую Европу?

Ситуацию со снятием польского вето на переговоры по новому соглашению ЕС—Россия можно емко уместить в формулу: “Не понос — так золотуха”. Казалось бы, удалось договориться по снятию российского эмбарго на ввоз польской сельхозпродукции. Но тут Варшава нашла новую идею, увязав снятие вето с приемом Украины и Грузии в НАТО.

— Только люди, не полностью информированные в политическом плане, могли подумать, что случившееся с планом по присоединению к НАТО Грузии и Украины никак не связано с сопротивлением России, — заявил польский президент Лех Качиньский в интервью агентству Reuters. Напомним, что наряду с США самыми рьяными сторонниками принятия Киева и Тбилиси в альянс стали “новобранцы” из Восточной Европы — и первая из них была Польша.

Казалось бы, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Ведь ЕС и НАТО — разные организации. И все-таки польский президент заявил, что проблема членства постсоветских стран в Североатлантическом альянсе связана с дебатами насчет стратегического партнерства Евросоюза с Россией, поскольку большинство стран ЕС одновременно входит в НАТО. А потому пан Качиньский считает логичным увязать позицию европейских стран по приглашению Украины и Грузии в альянс с разблокированием стратегических переговоров между Москвой и Брюсселем: “Я сначала хотел бы знать, как будет разрешена проблема ПДЧ (План действий по членству. — А.Я.) для Грузии и Украины”.

Ситуацию комментирует зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

— Любая страна может выдвигать любые условия — это ее право. Могут выдвигаться самые необычные, даже странные условия — и с ними приходится считаться. Такова особенность Евросоюза. Да и в НАТО ситуация схожая. Вспомним, как Греция заблокировала прием в Североатлантический блок Македонии, потребовав сменить название страны. Другое дело, что европейцы будут обрабатывать поляков, чтобы те пошли навстречу России. Это прежде всего элемент давления не столько на Россию, сколько на Германию и Францию. Не исключено, что старая Европа все-таки согласится в декабре на приглашение Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО.

— Получается, что Качиньский выступает в роли американского орудия для проталкивания Украины и Грузии в НАТО?

— У Леха Качиньского есть в данном случае и свой собственный интерес (например, усилить польское влияние на Украине), и интересы, связанные с американцами. Особенно сейчас, когда продолжаются непростые переговоры по ПРО.

P.S. На пресс-конференции в Хельсинки, куда польский президент приехал с визитом, Лех Качиньский заявил: “Я опровергаю то, что увязывал вопрос Плана действий по присоединению к НАТО Грузии и Украины с переговорами ЕС на тему нового договора о партнерстве и сотрудничестве с Россией”. Гадать, чему верить — его интервью агентству Reuters или последнему заявлению, — не стоит. Интересно, кто первый дозвонился до президента? НАТО? ЕС? США? В то, что за столь короткий период Качиньский поумнел сам, что-то не верится.
Все-таки таких комических персонажей нет уже даже в российской политике. Кроме Грызлова, который накануне тоже менее чем за сутки диаметрально поменял свое мнение о том, может ли избранный президент Медведев быть членом “Единой России”. Но ведь Грызлов у нас, слава богу, не президент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру