Диспетчер спас 288 человек

В небе над “Шереметьево” чуть не произошла страшная катастрофа

13 апреля 2008 в 17:44, просмотров: 2201

Трагедия, которая могла повторить катастрофу над Боденским озером несколько лет назад, возникла вчера в небе над аэропортом “Шереметьево”. Здесь едва не столкнулись два самолета, один из которых шел на посадку, а другой в это же время взлетал. Аварии удалось избежать только благодаря слаженным действиям диспетчера.

Как удалось выяснить “МК”, ЧП произошло около 9.44. 48-летний диспетчер Владимир Самарин только заступил в свою смену, когда получил сигнал о запросе посадки от “Боинга-767” американской авиакомпании “Дельта”, выполнявшего рейс Атланта—Москва, с 219 пассажирами и 12 членами экипажа. Самарин дал ему команду занять эшелон 2400 метров и оставаться на этой высоте. В это же время с аэродрома “Шереметьево” взлетел “Боинг-737” авиакомпании “Дон-Авиа”, направлявшийся в Ростов-на-Дону, на борту которого находился 51 пассажир и 6 членов экипажа. Ему диспетчер дал указание оставаться на высоте 2100 метров. Зазор в 300 метров является вполне нормальным при движении самолетов на разных высотах. Однако, к удивлению Владимира Самарина, “донские” пилоты не только не последовали этому приказу, а начали набирать высоту. При этом пилот этого самолета знал, что справа от него летит американская машина. Летчик не внял и повторному приказу немедленно снижаться и достиг критической высоты в 2320 метров.

— Я слышал по его голосу, как он нервничал, — вспоминает Самарин. — Но при этом он ничего не мог сделать.

К этому моменту расстояние между двумя самолетами приблизилось к 20 километрам. Такой зазор при скорости сближения в 500 км в час они могли преодолеть примерно за минуту! Положение спасло лишь то, что Самарин приказал “Боингу” развернуться резко вправо. В противном случае столкновения было бы не избежать. К счастью, все обошлось, и оба самолета благополучно разлетелись. Вчера комиссия должна была выяснить, почему экипаж “Боинга-737” не внял приказу диспетчера и показаниям приборов. Ведь на обоих самолетах сработала система сближения.

— Уже потом, выйдя на связь, командир “донского” экипажа пояснил, что на борту возникли технические неполадки, — пояснил Самарин. О себе он говорит неохотно, героем себя не считает. Но в “Шереметьево” Владимир Николаевич — один из лучших. Как-никак 25 лет на посту!

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Комментирует эксперт по авиапроисшествиям Валентин НИКОЛАЕВ:

— В данном случае можно выдвинуть несколько версий происшедшего. Мог возникнуть сбой из-за того, что экипаж самолета “Дон-Авиа” вовремя не переключил канал взлета, или из-за того, что между двумя летчиками не было согласованности. Один мог принять команду, но понял ее нечетко и так же нечетко передал второму. Также не исключено, что экипаж взлетающего самолета несвоевременно переставил баровысотомеры на отсчет высоты и поэтому не сориентировался.



Партнеры