В Москве прошла первая международная конференция “Лизинг в Европе: опыт и новые тенденции”. Несмотря на кризис ликвидности и пробелы в законодательстве, рынок лизинга в РФ в прошлом году вырос самыми высокими темпами за последние семь лет.
Прыжок вперед
По данным аналитиков “Эксперт РА”, объем нового бизнеса на рынке лизинга России в 2007 году составил 997 млрд. руб. ($39 млрд.). Причиной таких высоких темпов роста рынка является высокий инвестиционный спрос растущей экономики и все еще хорошая маржа, на которую могут рассчитывать самые активные участники рынка. Сыграла роль также и специфика лизинга как защищенного продукта: при общем сокращении банками розничных кредитных программ дочерние лизинговые компании финансовых институтов почти не ощущали нехватки ресурсов в 2007 г.
Полученные участниками рынка лизинговые платежи в 2007 г. превысили $11,5 млрд. (темпы прироста — 130%), а профинансированные средства по действующим и вновь заключенным лизинговым контрактам — $21 млрд. (прирост — 184%). Доля лизинга в ВВП в прошедшем году увеличилась почти в два раза и достигла 3,02%. Данное соотношение выше аналогичного показателя Великобритании, занявшей, по данным Leaseurope, по объему лизингового рынка в 2006 г. 1-е место в Европе (54,96 млрд. евро объема нового бизнеса, 2,94% — в ВВП). Такая ситуация объясняется, с одной стороны, уже зрелым рынком Соединенного Королевства, а с другой — высоким спросом на лизинг со стороны инфраструктурных отраслей и необходимостью масштабной модернизации экономики России.
В 2006 г. РФ находилась на 6-м месте среди стран Европы по объему рынка лизинга. Учитывая тот факт, что европейский лизинговый рынок растет в среднем на 15% в год, по итогам 2007 г. Россия может уверенно занять 5-е, а в 2008 г. — даже 4-е место среди стран Европы.
Одной из характерных черт 2007 г. стал существенный рост лизинговых сделок с естественными монополиями (поставки “РГ Лизингом” подвижного состава для РЖД, финансирование “Бизнес Альянсом” энергетических объектов, “ВТБ-Лизингом” — энергетического и нефтедобывающего оборудования). Последствия таких сделок выразились в значительном увеличении объема новых сделок на рынке лизинга (объема нового бизнеса) и появлении новых лидеров рынка с портфелями, измеряющимися десятками миллиардов рублей.
Хождение в регионы
Расширение регионального присутствия многими лизинговыми компаниями стало второй заметной тенденцией на рынке в 2007 г. На конец года на 170 компаний приходилось более 570 филиалов и представительств. В прошедшем году в географическом распределении объема нового бизнеса увеличилась доля Москвы, ЦФО, УФО за счет уменьшения доли ПФО, СФО, ДФО и Санкт-Петербурга. Однако данная разбивка не содержит информацию по компании “Росагролизинг”, у которой подавляющее количество предметов лизинга предоставляется клиентам за пределами Москвы. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что доля нового бизнеса, приходящегося на Москву, в 2007 г. почти не изменилась и составляет примерно 41,5%.
Спрос на лизинг со стороны субъектов экономики остается очень высоким. Востребованность услуг финансовой аренды привлекает новых игроков и усиливает конкуренцию. Причем если со стороны небольших компаний, которые не могут похвастать стабильным положением и блестящими результатами деятельности, наблюдается превышение спроса над его предложением, то в сегменте крупного бизнеса конкуренция наблюдается между лизинговыми компаниями.
По сумме сделок почти половину занимает крупный бизнес (49,3%), за ним следует средний бизнес (27,5%) и малый (23,1%).
Лидеры — на колесах
При общем росте объема лизингового рынка в прошлом году в 2,6 раза сегмент лизинга железнодорожного транспорта сохранил свою долю на уровне 2006 г. — 24,4%. Доля автотранспорта в 2007 г. снизилась на 1,7%, до 21,3% (в том числе доля легковых автомобилей в заключенных сделках составила 5,8%, грузового транспорта — 13,4%, автобусов и микроавтобусов — 2,1%). На фоне роста объемов сделок со всеми видами транспорта особенно заметен был рост спроса на грузовой автотранспорт.
Высокий прирост показал лизинг в сфере сельского хозяйства, доля которого на рынке увеличилась в 2,5 раза (с 1,51% — до 3,8%). Это связано, в частности, с реализацией компанией “Росагролизинг” национального проекта “Развитие АПК”, программой которого в 2007 году предусматривалось финансирование в объеме 25 млрд. рублей.
Сегмент лизинга недвижимости уменьшился в относительном выражении с 2% в 2006 году до 1,5% в 2007 г. Для российского лизингового рынка сделки с недвижимостью пока остаются единичными случаями и не набирают массовости. Это связано с целым рядом проблем юридического и бухгалтерского характера, а также необходимостью организовать долгосрочное финансирование на выгодных условиях. Этот процесс занимает достаточно длительное время, при этом продавец недвижимости обычно не заинтересован в ожидании длительного оформления сделки.
Опора роста
Продолжающийся кризис ликвидности и последовавшее сокращение финансирования со стороны банков, очевидно, может привести к снижению темпов роста лизингового рынка. По оценкам экспертов, прирост рынка в IV квартале 2007 г. составил 49%, что на 33% меньше, чем годом ранее. Сами лизингодатели, в частности, планируют увеличить свои объемы деятельности в 2008 г. в среднем всего на 48,7% (в 3 раза ниже уровня 2007 г. и в 2 раза ниже 2006 г.).
Наиболее быстро растущими сегментами лизингового рынка, на наш взгляд, останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Значительный спрос на указанные предметы лизинга будет обусловлен реализацией приоритетных национальных проектов и госпрограмм (“Доступное жилье”, строительство объектов для Олимпиады в Сочи, строительство федеральных автомагистралей и пр.). Высокий спрос и привлекательность в 2008 г. прогнозируется на объекты энергетики, а также оборудование для жилищно-коммунального хозяйства. Сегмент лизинга в сфере ЖКХ еще только зарождается, однако, учитывая высокую степень износа инфраструктурных объектов, нехватку уборочной и специализированной техники, перспективы развития у него значительные.
В то же время, касаясь сегментов железнодорожной техники и оборудования для энергетики, необходимо отметить, что в работе с естественными монополиями (такими, как РЖД, РАО ЕЭС и другими), заказы которых значительно способствовали росту объема рынка в 2007 г., потенциальный спрос трудно прогнозируем, а ситуация характеризуется крайне низким уровнем конкуренции и высокими административными барьерами для входа новых игроков. Очевидно, что в таких условиях в сегментах авиа- и железнодорожного транспорта, энергетического оборудования продолжат функционирование крупные лизингодатели с наработанными связями в данных отраслях. В то же время в “массовых” сегментах автотранспорта и строительной техники еще возможно появление новых игроков и усиление конкуренции.
Семь бед
Семью бедами российского рынка лизинга, на наш взгляд, являются: 1. Возврат НДС. 2. Произвол налоговых органов на местах. 3. Неоднозначность определения выкупной стоимости имущества. 4. Недоработки в законодательстве относительно лизинга недвижимости, оперативного лизинга. 5. Отсутствие современного регулирования бухучета лизинговых операций. 6. Уровень финансовой устойчивости, информационная открытость и прозрачность лизингодателей. 7. Вопросы, зависящие от общеэкономической ситуации (занижение балансовой стоимости недвижимости, наличие госпрограмм поддержки отдельных отраслей).
По мнению опрошенных участников рынка, улучшения произошли только в вопросах, непосредственно зависящих от самих лизингодателей (прозрачность и открытость, устойчивость компаний) и в связи с ростом экономики в стране. В то же время вопросы, касающиеся законодательства и деятельности государственных органов, не изменились или ухудшились.
Можно констатировать, что рынок лизинга в прошедшем году рос самыми высокими темпами за последние семь лет, несмотря на сохраняющиеся негативные моменты в регулировании лизинговой отрасли. Трудно сказать, во сколько раз он бы вырос, если бы хоть часть проблем была решена!
ТОП-30 лизинговых компаний России в 2007 году
№ | Компания | Объем нового бизнеса (млрд. руб.) |
1 | ВТБ-Лизинг | 131,73 |
2 | Русско-германская ЛК | 58,17 |
3 | ЛК “Уралсиб” | 34,12 |
4 | Альфа-Лизинг | 32,02 |
5 | Ильюшин Финанс Ко | 29,72 |
6 | “Бизнес Альянс” | 26,53 |
7 | Авангард-Лизинг | 24,94 |
8 | Группа “РТК-Лизинг” | 21,86 |
9 | ЛГ “Номос-Банка” | 21,82 |
10 | ЛК “Инпромлизинг” | 21,66 |
11 | Europlan | 20,93 |
12 | Райффайзен-Лизинг | 14,31 |
13 | Вольво Финанс СВ | 14,12 |
14 | ТрансКредитЛизинг | 10,78 |
15 | Scania FSR | 10,61 |
16 | ГК “Интерлизинг” | 10,34 |
17 | Металлинвестлизинг | 9,70 |
18 | Каркаде | 9,48 |
19 | Элемент Лизинг | 9,43 |
20 | ЛК “КамАЗ” | 9,00 |
21 | Глобус-лизинг | 8,88 |
22 | ЛК “ММБ” | 8,34 |
23 | Росдорлизинг | 7,60 |
24 | АльянсРегионЛизинг | 7,33 |
25 | Центр-Капитал | 7,25 |
26 | Брансвик Рейл Лизинг | 7,24 |
27 | Русская ЛК | 6,95 |
28 | Стоун-XXI | 5,89 |
29 | ЛизингПромХолд | 5,76 |
30 | Главлизинг | 5,68 |
По данным “Эксперт РА”.