Легар под “красным хомутом”

“Самолет Вани Чонкина” прилетел в Москву.

14 апреля 2008 в 16:43, просмотров: 317

Спектакль Хабаровского театра музкомедии “Самолет Вани Чонкина” показали в рамках “Золотой маски” на сцене РАМТа. Московская публика благосклонна к спектаклям провинциальных театров, но веселье, с которым зрители встретили “Чонкина”, нельзя свести лишь к демонстрации гостеприимства.

Самоотдача, с которой артисты вовлекли зрителей в мир “деревенского балагана”, не могла никого оставить равнодушным. Наивный лубок, народная клоунада, не очень пристойные частушки и далеко не английский юмор — вполне адекватная форма, в которую режиссер Владимир Оренов облек диссидентское детище Юлия Кима и Владимир Дашкевича, созданное по мотивам знаменитого произведения Войновича. Говорят, что сам Войнович, вполне согласившись с кимовскими частушечными ритмами и рифмами, тем не менее не нашел в них ни единого своего слова. Да и герой музыкально-драматической версии Ваня Чонкин более добрый, веселый и наивный. Народная комедия масок — российско-советский аналог итальянской дель арте, который можно было бы назвать свежим термином “скоморошья совкомедия”, — удалась. Спектаклю предпослан видеоэпиграф: актер Александр Филиппенко с экрана читает стихотворение Юрия Ряшенцева “Зачем России оперетта?”. И действительно: где советский полуголодный быт предвоенной глубинки, а где фраки и белые перчатки героев классической венской оперетты? Но ведь в СССР оперетту обожали! И судьбы графов волновали нищих строителей коммунизма не меньше, чем истории из жизни свинарок. На эту тему вволю поиронизировал композитор Владимир Дашкевич, написавший свой мюзикл о Чонкине как пародию на советскую оперетту.

Владимир Оренов подхватил пародийное знамя и передал его в руки своих талантливых артистов. Людмила Блок (председатель колхоза), Татьяна Маслакова (Нюра), Владлен Павленко (Кузьма) и, конечно, Денис Желтоухов (Ваня Чонкин) не переступили той границы, за которой балаган рискует перейти в дурновкусие. Хотя среди зрителей были те, кто презрительно воротил нос, — уж чересчур все сочно и смачно. Однако это закон жанра. И когда на сцене выделывает несусветные “па” уморительная карикатура на Гитлера (Дмитрий Стражников) — это по-настоящему смешно. Как смешон и Сталин (Станислав Боридко), раскуривающий свою трубку за столом в виде мавзолея Ленина. Возможно, хабаровцы слегка перегнули с несколько навязчивым лирическим вторжением “серьезной” песни о России — дескать, балаган балаганом, а Родину мы любим. Но ложечка патриотизма никогда не помешает. Главное, что спектакль живой.



    Партнеры