Магазин на диване

Клиентов заманивают во Всемирную Сеть.

14 апреля 2008 в 16:33, просмотров: 305

Услуга интернет-страхования  существует на российском рынке почти 10 лет. Однако с момента ее появления каких-либо заметных изменений не произошло, а доходы страховых компаний через Всемирную Сеть по-прежнему невелики.

На Западе данная услуга получила широкое распространение. Эксперты ForresterResearch прогнозируют, что к 2010 году 5% всех договоров страхования в мире будут заключаться через Всемирную Сеть. В США, например, наряду с обычными страховыми компаниями в Интернете представлено большое число страховых брокеров, позволяющих клиенту подобрать устраивающую его компанию и купить у нее полис онлайн. 

Что касается России, по единогласному мнению экспертов, в настоящий момент можно говорить лишь о начальной стадии развития интернет-страхования. Его история началась в 1999 году, когда группа “Ренессанс Страхование” открыла первый полноценный виртуальный офис. 

Однако за 9 лет кардинальных шагов в сторону массового продвижения услуги оформления полиса через Всемирную Сеть не произошло. В настоящее время более 100 российских страховых компаний представлено в Интернете, тем не менее большинство из них по-прежнему не позволяют своим клиентам воспользоваться услугой онлайн-продаж. Лишь единицы страховых компаний могут похвастаться наличием полноценного интернет-магазина.

Даже те компании, которые владеют данной услугой, чаще всего предоставляют клиентам возможность покупки лишь “коробочного” страхового продукта с максимально стандартизированными условиями по страхованию жизни и имущества. При этом большую часть — порядка 70% — составляют договоры, не требующие предварительной оценки экспертов организации. Самым же востребованным продуктом на отечественном рынке, по словам Натальи Горгидзе из “Ингосстраха”, является ОСАГО.

Многие страховщики и вовсе не видят смысла в “коробке”. Ведь чаще всего клиент стремится не только купить полис, но и получить ответы на бесконечные вопросы. Для отечественного потребителя психологически комфортнее пообщаться вживую с представителем страховой компании, прежде чем принять окончательное решение о заключении договора, а также убедиться в его надежности.

Если клиент все же решается на интернет-покупку, ему необходимо выбрать вид страхования и заполнить соответствующую форму для определения его стоимости. Далее вводится личная информация и выбирается способ оплаты. На данном этапе страховщики предоставляют возможность оплатить страховой продукт кредитной картой с использованием системы CyberPlat или распечатать квитанцию на оплату полиса в отделении Сбербанка РФ, а также наличными при получении полиса от курьера.

Присутствие курьера или страхового агента в системе продажи полисов через Интернет отражает специфику российской онлайн-торговли. Из-за отсутствия законодательства об электронно-цифровой подписи (ЭЦП) клиенты не могут поставить свою подпись под договором страхования через Интернет. Таким образом, подписанный страховщиком, пакет документов доставляется клиенту курьерской службой.

Тормозит развитие интернет-страхования и низкая вовлеченность населения во Всемирную Сеть, что в большей степени относится к регионам, чаще всего не имеющим доступа к так называемому быстрому Интернету. Более того, клиенту в небольших городах зачастую проще доехать до офиса страховой компании. Интернет-магазины работают в первую очередь на крупные города — Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

“Важна также проблема платежных систем”, — отметил Олег Меркулов, генеральный директор “Росгосстрах — Столица”. Слабое распространение электронных платежей, а также привычка людей работать с наличными деньгами, по мнению эксперта, существенно сдерживают страховые интернет-услуги. Нельзя сбрасывать со счетов и недоверие к интернет-платежам.

Несмотря на все трудности, большинство российских страховщиков постепенно приходит к пониманию того, что с помощью сайта можно не только косвенно, посредством рекламы, но и напрямую повлиять на объем продаж. Очевидные преимущества онлайн-деятельности для компаний, такие как широкий охват потенциальных клиентов, оптимизация информационных потоков, а также снижение затрат, стимулируют предложение новых услуг через Всемирную Сеть. По словам г-жи Горгидзе, уменьшение расходов страховой компании отражается на цене страхового полиса в сторону снижения. Таким образом, клиенты, не тратя время на дорогу до офиса компании и не простаивая в очередях, могут приобрести полис со скидкой.

Тем не менее ажиотажа в попытке занять свое место под солнцем среди страховых компаний пока не наблюдается. Причина, по мнению г-на Меркулова, кроется в окупаемости данного новшества. Как полагает эксперт, говорить о возвращении вложенных в продвижение проекта средств менее чем за пять лет не приходится, а эффективность по-прежнему невелика.

“Для успешной работы страхового интернет-офиса требуется оптимизировать бизнес-процессы страховой компании под этот вид сервиса и продаж”, — добавляет Иван Кузнецов, специалист компании IBS.

И все же будущее у данной услуги в России есть. Г-н Меркулов уверен, что настойчивые попытки масштабного продвижения интернет-страхования будут осуществляться уже в 2009 году, а сама услуга станет заметной на рынке в течение 3—5 лет. В конце концов кто-то должен быть первым!



    Партнеры