Амбициозная пауза

До 1 января 2009 года запрещены любые сделки с государственной землей.

На прошлой неделе не состоялся широко разрекламированный аукцион по продаже военных городков в Москве. Решение о переносе торгов последовало сразу за предложением избранного президента Дмитрия Медведева передать земли, находящиеся на балансе ведомств, в спецфонд для последующего их использования под индивидуальное строительство домов.
Таким образом, новый хозяин Кремля не отказался от амбициозного жилищного нацпроекта.

Источники “ЭВ” в горадминистрации рассказали, что, помимо двух военных городков на Рублевском шоссе и Левобережной улице, Минобороны в ближайшее время рассчитывало выставить на аукцион еще 4 участка, находящихся в черте Москвы. Военные даже направили в мэрию запрос с просьбой указать их возможное функциональное назначение и градостроительные параметры будущей застройки, чтобы включить эту информацию в лотовую документацию. В целом по России в 2008 году на торги намечалось выставить порядка 20 подобных территорий, однако Дмитрий Медведев поставил на этих планах жирный крест.

По словам источников, избранного президента возмутила попытка ведомства Анатолия Сердюкова самостоятельно реализовать государственную собственность. Ведь по закону этим должно заниматься РФФИ. “Эту безобразную практику надо прекратить”, — заявил Медведев на заседании президиума Совета по реализации нацпроектов и был тут же услышан бывшими коллегами по Белому дому.

Чтобы впредь у федеральных ведомств не было соблазна повторить попытку Минобороны, Правительство РФ приняло постановление, наложившее запрет на любые сделки с государственной землей до 1 января 2009 года. Под действие документа попали земельные участки, переданные федеральным органам исполнительной власти, госучреждениям, ФГУП, Российской академии наук и другим организациям. Запрет распространяется на территории, расположенные в радиусе 5—30 км от городов и населенных пунктов, которые ранее не попадали в поле зрения Совета по нацпроектам. По предварительным оценкам, речь идет о миллионах гектаров, значительная часть которых находится в распоряжении Минобороны, Министерств сельского хозяйства и природных ресурсов, ряда академий и ФГУПов.

По итогам инвентаризации федеральные земли, которые не используются ведомствами или используются неэффективно, будут переданы в фонд содействия жилищному строительству для их вовлечения в программу массового строительства индивидуального жилья. Таким образом, Дмитрий Медведев намерен реализовать идею, появившуюся еще во времена его вице-премьерства, по строительству 1 млн. недорогих коттеджей в год. Рядом с крупными мегаполисами, в которых возможности точечной застройки практически исчерпаны, на землях ведомств могут быть построены целые города-спутники, пояснил ранее Медведев. Нормативный документ, определяющий, под какие еще цели может использоваться федеральная земля, должен быть разработан уже к лету. Одновременно правительству предстоит внести в Госдуму проект соответствующих поправок в Земельный кодекс.

Однако дефицит земли является важным, но, увы, не единственным фактором, тормозящим темпы жилищного строительства в стране. Не менее значимым препятствием на пути к заявленным параметрам (напомним, что в 2010 году объемы новостроек должны вырасти до 80 млн. кв. м в год, а далее — до 140 млн. кв. м) остается нехватка стройматериалов и специалистов в области территориального планирования.

Ассоциация строителей России (АСР) считает ситуацию с материальным обеспечением отрасли близкой к катастрофической. В 2007 году регионы испытывали острую нехватку стеновых, теплоизоляционных, кровельных материалов, а также металлоконструкций и цемента, цены на который к декабрю взлетели аж на 80%. Для обеспечения запланированных показателей жилищного нацпроекта необходимо не только строить новые предприятия, но и проводить модернизацию существующих объектов крупнопанельного домостроения и машиностроения. Однако правительственной программы по развитию промышленности стройматериалов до сих пор не существует даже в проекте, а к мерам господдержки отрасли можно отнести разве что отмену пошлин на ввоз цемента. Да и то на этот шаг чиновники решились главным образом под угрозой срыва социальных жилищных программ накануне президентских выборов. Участники рынка указывают, что монополизация цементной отрасли и слабое развитие деревянного домостроения ставят под сомнение идею массового строительства индивидуального жилья. “Либо себестоимость строительства таких домов окажется неподъемной для большинства граждан, либо их качество не будет соответствовать стандартам, заявленным в нацпроекте”, — предупреждают они. Впрочем, прежде чем приступить к развитию малоэтажного строительства и организации городов-спутников, муниципалитетам необходимо обзавестись документами территориального планирования и градостроительного зонирования, регламентирующими будущую застройку. С 2008 года местные власти, не разработавшие градостроительный план, не могут принимать решения по резервированию и изъятию земельных участков. А с 2010 года отсутствие правил землепользования станет непреодолимым препятствием для предоставления земельных участков под строительство. Однако, по данным Росстроя, необходимые планы развития городов и поселений на данный момент имеют не более 20% муниципальных образований, а нуждаются в них порядка 2 тыс. Беда в том, что заниматься разработкой градостроительной документации в регионах практически некому — дефицит кадров составляет как минимум 9 тыс. человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру