Зачем ВВП едет к “полковнику”?

На кону визита в Триполи — долги СССР, оружейные сделки и ливийский газ

— Не исключаю взаимные визиты на самом высоком уровне, — президент Путин сказал об этом более месяца назад, когда говорил об активизации работы российского руководства на ливийском направлении. И вот слова вылились в конкретное дело — вчера вечером ВВП ожидали в Триполи.

Визиту Путина в Ливию предшествовала декабрьская поездка в эту страну главы российского МИДа. Результатом и стала договоренность о встрече Путина и Каддафи. Ключевой вопрос — урегулирование внешнего долга Ливии. Наверняка именно на это намекал Путин, когда, встречаясь в прошлом месяце с руководством Госдумы, упомянул о “проблемах финансового характера” в отношениях с Ливией. Точная цифра ливийского долга не называется. Но есть данные о цифре порядка $3,5 млрд.

В годы “холодной войны” СССР и Ливия оказались по одну сторону баррикад. Но это была дружба по расчету. К сотрудничеству с СССР полковник Каддафи, чья теория строилась на отказе от западного капитализма и советского коммунизма, подходил прагматически. Из советской помощи выжималось все, что только возможно. При этом никакого пиетета к марксистско-ленинскому учению Джамахирия даже не думала выказывать. Как рассказал автору этих строк один из советских специалистов, работавших в 70—80-е годы в Ливии, в пирамиде внешнеполитических симпатий Триполи сначала шли арабские страны, потом другие исламские страны, далее — африканские страны, за ними Западная Европа, даже враждебные Штаты и лишь потом Союз.

Возникшая в конце 80-х пауза в отношениях между странами сильно затянулась. К сегодняшнему дню лидер ливийской революции, не растеряв своей экстравагантности, сумел тем не менее избавиться от репутации анфан тэрибль Северной Африки. За последнюю пятилетку Каддафи развернул Ливию лицом к Западу, заставив мир говорить о “ливийской модели”. Триполи отказалось от производства оружия массового поражения, выплатило несколько миллиардов в компенсации семьям жертв воздушных терактов, авторство которых приписывалось ливийским спецслужбам, нормализовало отношения с ЕС и США и отпустило болгарских медсестер, якобы умышленно заразивших 400 ливийских детей ВИЧ, восвояси. В итоге Ливию перестали воспринимать как изгоя и вычеркнули ее из черного списка государств — спонсоров терроризма.

Так что России на ливийском направлении придется сталкиваться с конкуренцией западных стран. Недавно Франция и Ливия договорились о заключении ряда контрактов на общую сумму около 10 млрд. евро. Россия наверняка заинтересована в развитии военно-технического сотрудничества с Ливией. После известных неудач в поставках военных самолетов в Алжир заключение контрактов с ливийцами сможет как-то компенсировать тот досадный для России эпизод. Не исключено сотрудничество и в области атомной энергетики, благо опыт имеется. В начале 80-х в Ливии при советском содействии был построен центр ядерных исследований “Таджура”. Несколько лет назад после отказа Триполи от собственной военной ядерной программы высокообогащенный уран из этого центра был вывезен в Россию. Взамен из России было поставлено низкообогащенное урановое топливо. И еще один  момент: ливийцы собираются выставить на тендер ряд газовых месторождений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру