Англичане закрыли ящик Пандоры

Скандальную выставку русской живописи посетили около 500 тысяч человек

20 апреля 2008 в 18:02, просмотров: 345

Длиннющая очередь, вившаяся лентой по всему двору Королевской академии искусств, встречала каждого нового посетителя выставки “Из России: французские и российские шедевры живописи 1870—1925 годов”, спешившего успеть ее посмотреть накануне закрытия. Чтобы не закрывать двери перед толпой любителей живописи, организаторы продлили время работы выставки до 10 часов вечера.

— Такое у нас случается очень нечасто, — сказал “МК” сэр Норман Розенталь, который был одним из кураторов выставки и главным инициатором показа в Британии шедевров из российских музеев. — Ночные просмотры приходилось устраивать на самых “звонких” выставках, таких, как работы Клода Моне и “Искусство ацтеков”. У этой экспозиции была трудная судьба. Опасаясь претензий со стороны наследников меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, российские власти пригрозили отменить выставку, если Британия не обеспечит надежной юридической защиты картин. В результате наше Министерство культуры буквально в пожарном порядке провело через парламент соответствующий закон. И я абсолютно счастлив, что это было сделано. Ведь в противном случае почти полмиллиона моих соотечественников так и не увидели бы эти потрясающие работы.

Явно доволен был итогами работы выставки и глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, специально прилетевший в Лондон на ее закрытие. Он поблагодарил британские власти за досрочное введение в силу закона о защите произведений искусства от конфискации. “Помимо высочайшей художественной ценности эта выставка представляет собой и законодательный прорыв в отношениях между нашими странами, — сказал Швыдкой. — Для российского искусства в Великобритании открылась зеленая улица, и теперь художественные обмены между Россией и Британией станут еще более оживленными”.

Что же касается дальнейших претензий наследников, то, как сказал Швыдкой корреспонденту “МК”, “в данный момент акты о национализации произведений искусства, принятые большевиками в 1918—1922 годах, признаются во всем мире. Затеять сейчас их пересмотр — значит, открыть ящик Пандоры, что может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь претензии могут посыпаться со всех сторон. Кстати, они могут быть предъявлены не только на картины, но и на другие объекты, например, жилые дома”.

Не секрет, что выставка “Из России: французские и русские шедевры живописи 1870—1925 годов” в своем роде беспрецедентна. Музеи Москвы и Петербурга впервые объединились для проведения подобной совместной выставки. В нее входили 120 шедевров русской и французской живописи из коллекций Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея и Третьяковской галереи.



Партнеры