Отходы станут доходами

Юрий Лужков придумал, как использовать навоз в различных отраслях экономики

Каждая корова в год производит 10—12 тонн навоза. Раньше это добро пропадало почем зря или гнило в прудах по соседству от ферм. Но теперь расточительству пришел конец: столичный мэр Юрий Лужков придумал, как с помощью вторичной обработки получать из навоза биогумус, биогаз и даже бумагу. Одно из своих изобретений он на днях продемонстрировал министру сельского хозяйства Алексею Гордееву и ученым Российской академии сельхознаук.

Презентация состоялась в Медынском районе Калужской области, где в 2000 году при участии правительства Москвы было создано экспериментальное фермерское хозяйство. Основное его направление — выращивание перспективных пород скота, в частности симментальских коров, закупленных в Баварии, и производство всевозможных молочных продуктов для столичных школ. Однако по соседству с коровниками и загонами стоит ангарчик, особенно любимый Юрием Лужковым. Не один час провел он здесь, сидя на навозной куче и наблюдая за деятельностью калифорнийских червей, пока в 2004 году не изобрел “Устройство и способ компостирования с использованием вермикультур” (соответствующий патент висит на стенке). У сложного названия простая суть — червь пожирает навоз и вместо него производит куда более ценное, а главное — приятное на ощупь и запах вещество — биогумус.

В ходе экскурсии в ангарчик и Гордеев, и академики могли увидеть, как это происходит. Посреди помещения стоял жбан с жидким навозом. А рядом в баночках копошились в ожидании кормежки голодные черви. “Фу, какая гадость!” — не смог сдержать эмоций кто-то из московских чиновников, сопровождавших мэра в поездке. Однако сам градоначальник так не считал. С удовольствием заглянул он в кадку с навозом, потом окинул ласковым взглядом червей и, наконец, пригласил гостей к агрегату, который прессует из биогумуса шарики размером с мячики для пин-понга.

— Да что вы там замерли около этих червей? — покрикивал на коллег ученый из Брянска. — Идите скорее смотреть главное изобретение Юрия Михайловича!

Справедливости ради заметим, что “МК” писал об этом изобретении еще в 2005 году. Однако сейчас, по словам Лужкова, все готово к его использованию в промышленных масштабах. “Мячики для пин-понга” — это полые капсулы, в которые мэр предлагает помещать зерна кукурузы и сои. Эти ценные зерновые культуры не вызревают в средней полосе России, но новая технология, обещает Лужков, поможет им пережить капризы погоды. “Биогумус, как шуба, защитит зерна на начальном этапе их развития, а микроэлементы, содержащиеся в капсуле, будут питать их в течение всего периода вегетации”, — поясняет он. Опытные посевы в Медынском районе и в хозяйстве “Дашковка” продемонстрировали высокую эффективность нового метода: плюс 3 млн. руб. на каждые 100 га по сравнению с традиционным возделыванием кукурузы на силос.

Лужков говорит, что готов поделиться секретами со всеми желающими. Он уже все рассчитал: диаметр шариков должен быть 40 мм, на каждые 20 га нужно 1 млн шариков, сажать можно уже в конце апреля — начале мая. Осталось только построить мощные установки производства и прессования биогумуса и наладить промышленный выпуск техники — капсулы высаживаются в землю специальной машиной, похожей на картофелесеялку.

“И тогда мы сможем продвинуть на 300—400 км на север зону выращивания некоторых сортов кукурузы и повысить урожаи этой культуры до 5 млн. тонн”, — обещает Лужков.

Зачем нам столько кукурузы, кратко объяснил министр Гордеев. Во-первых, кормить скот, чтобы в преддверии обещанного ООН продовольственного кризиса быть и с молоком, и с мясом. А во-вторых, для производства биотоплива. Столичный градоначальник, в свою очередь, заявил, что биогаз для обогрева домов уже сейчас можно получать из навоза. Видимо, в следующий раз ученых пригласят в Медынь, чтобы посмотреть, как работает эта технология.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру