Песня про снежность

Участники чемпионата России по сноуборду попробовали роллы по-абзаковски

…Четверо спортсменов одновременно сорвались с линии старта и буквально через несколько секунд так же одновременно застыли в воздухе, вылетев из первого препятствия на своем пути — “ю-танка” (трамплина в форме буквы U). С этого момента у многих зрителей схватило сердце и уже не отпускало до самого финиша интригующей трассы борд-кросса на чемпионате России по сноуборду-2008.

Трасса борд-кросса представляла из себя живописный каскад из тридцати сложных фигур, которые райдерам предстояло преодолеть на приличной скорости. А финалистов ждал еще и трогательный сюрприз в конце 700-метровой дистанции. Настоящее водное препятствие на финишном трамплине-трапеции (прямо как на гольф-поле!). Для большего эффекта организаторы даже хотели желтых игрушечных уточек туда запустить — как на некоторых стартах в Европе. В основном, конечно, чтобы болельщиков порадовать: эдакая смесь яркой полушуточной картинки и реального адреналина!

Трасса в Абзакове была по-настоящему сложной. Почти прямой и скоростной — за счет узкого крутого склона. Надо было видеть, как он преобразился на наших глазах всего за несколько дней, которые отделяли заезды чемпионата России в параллельном слаломе и слаломе-гиганте от борд-кросса.

Неудивительно, что за попадание в четверку финалистов участники чемпионата получали значок “Мастер спорта”. И, кстати, хочется поздравить с “повышением” магаданского райдера Антона Беляева, который в итоге занял четвертое место.

* * *

Казалось, все это происходило во сне, а не наяву. Кругом зеленела трава, солнце палило так, что московская бледность в считаные часы сменилась тропическим загаром. А на склоне плотно лежал белый искрящийся снег!

— На самом деле это искусственный снег, — рассказал старший тренер сборной России по борд-кроссу Артур Злобин. — Видите, вдоль всей горы — труба с водой. Так вот, в минусовую температуру из этой воды вырабатывается снег, которым можно засыпать весь склон. Причем снег этот особенный. Его кристаллическая решетка очень сильно отличается от настоящего, хотя по внешнему виду и ощущению то же самое. Зато тает такой снег гораздо медленнее. Потому и держится, несмотря на жару.

Главный тренер сборной Денис Тихомиров (кстати говоря, восьмикратный чемпион России по сноуборду!), Артур Злобин, постановщик трассы Игорь Белоусов и старший тренер сборной по слаломным дисциплинам Андрей Максимов с помощью  абзаковских мастеров выступили в роли настоящих скульпторов, сооружая из этого снега препятствия. Любопытно, что Андрей раньше успешно работал в МЧС, но потом “заболел” сноубордом. И когда настал момент выбора, не колебался. Затянула атмосфера снежно-скоростного безумия…

Особенно же нас впечатляло коронное препятствие “биг-эйр” — самый большой трамплин на трассе. Спортсмены взлетали с него аж на 5 метров и пролетали порядка 20 метров, на огромной скорости вписываясь в следующий вираж. Многие, правда, не вписывались. Один парнишка вообще улетел с трамплина в лес еще во время первой тренировки — когда организаторы оценивали, кого можно, а кого отнюдь не стоит допускать до соревнований. Кстати, последних было предостаточно, и это понятно. Трасс-то по борд-кроссу в стране раз-два и обчелся. Так что тренироваться ребятам по сути негде.

Впрочем, тут у нас — как в бобслее: трасс нет, а российские спортсмены умудряются ярко заявлять о себе, поражая родившихся в горах американцев. Например, питерская спортсменка Мария Тихвинская, которая стала чемпионкой мира по борд-кроссу в 1998 году! Кстати, ее можно поздравить: недавно Маша родила третьего ребенка! Вот так — и медали завоевать успела, и здоровье сохранить.

И все же, честно говоря, непонятно, почему в России не строят трасс и не открывают специальных секций по борд-кроссу. Мало того что это фантастическое зрелище, но еще и потенциальные олимпийские медали!     А в слаломных дисциплинах — тем более. Мы ведь и чемпионаты мира, и этапы Кубка мира выигрываем силами Кати Тудегешевой и Светланы Болдыковой!

* * *

— Сложность трассы борд-кросса на чемпионате России объясняется тем, — пояснил Денис Тихомиров, — что мы хотели увидеть реальный уровень наших спортсменов. Понимаем, что наши лучшие бордеры пока звезд с неба не хватают, так что рост мастерства необходимо форсировать. До Олимпиады в Ванкувере осталось менее двух лет!

…Я спустилась на старт — и с удивлением увидела того самого парнишку, который “убрался” с трамплина в первый же тренировочный день.

— Господи, а ты-то что здесь делаешь? Ты ничего не сломал?

— Да нет, вроде рука только побаливает. Но я все равно поеду. Прыгать, конечно, не буду. Но просто для себя я должен это сделать…

Честно говоря, мы с волнением ждали первых заездов. Просто не представляли, как четверо участников “уместятся” на одном трамплине. Но Артур Злобин успокоил:

— Все будет нормально. Хотя на некоторых участках, конечно, завяжется реальная борьба. Прежде всего тактическая. Потому что тот, кто вначале отстал, потом может наверстать упущенное время на другой фигуре…

Кстати, названия у препятствий очень любопытные. После “ю-танка” сразу же идет целая серия снежных волн, которые называют “роллами” и “двойными роллами”. Но у них мало общего с японской кухней. Такие “роллы” не так уж просто “съесть”. Учитывая, что потом нужно вписываться в сложнейшие дуги, где спортсмену ничего не стоит перевернуться…

Многие, особенно девочки, жестко падали, но все равно потом поднимались на старт и снова ехали вниз.

— Просто удивительно, как их притягивает весь этот экстрим!

— На самом деле мне совсем не нравится слово “экстрим”, которое уже просто приклеилось к сноуборду, — заметил известный тренер Александр Кобец, отец Марии Кобец — мастера спорта и по горным лыжам, и по сноуборду, чемпионки России по борд-кроссу. — На самом деле это просто клише. А по сути настоящий спорт. Экстрим — это когда девчонки на снегу сидят. Парням-то что, а вот будущих мам после этого такие проблемы ждут…

Что касается директора турнира Ильи Фокина, то у него никаких претензий к участникам не было. Между тем у девушек разгорелась настоящая борьба: между Анастасией Асановой из Челябинской области, Анастасией Ивановой из Кемерова, Марией Белых, которая выступала за Москву, и Юлией Бояринцевой из Красноярского края. Победила в итоге Асанова: на финишной трапеции (той самой, с бассейном!) она совершила такой фантастический прыжок, что буквально выбила из колеи Марию Белых, которая от неожиданности упала. Впрочем, это не помешало ей прийти второй. А третьей стала Бояринцева.

— Такое впечатление, что когда вы мчитесь по такой трассе в одиночку, то жутко боитесь, — спросила я потом у победительниц. — А когда вместе, то больше думаете о конкуренции, а об опасности как будто забываете?

— Есть такое дело. Это действительно важный психологический момент.

У ребят же Андрей Болдыков еще во время тренировок продемонстрировал такую уверенность в себе, что ни зрители, ни его сестра Светлана, которая перед этим выиграла обе золотые медали в слаломных дисциплинах, не сомневались в его успехе. И в итоге все “золото” чемпионата досталось этой семье из Красноярска. Второе место в борд-кроссе занял пермяк Вадим Никитин, третье — Сергей Стремилов из Ханты-Мансийска. Кстати, Никитин вполне мог поспорить с Болдыковым за первое место. Но в таких рискованных дисциплинах многое решают удача и кураж...

Абзаково—Москва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру