Святой огонь пришел в Россию

Корреспондент “МК” встречал его в Иерусалиме

Теперь я знаю, как выглядит “вавилонское столпотворение”. Тысячи разноязыких людей, с разными оттенками кожи и глаз, заполонили улицы Старого города в Иерусалиме в канун Великой субботы. Африканцы в хитонах и травяных венках, арабы с золотыми крестами, украинцы в жовто-блакитных косыночках и грузины с бело-красным флагом — кого только не встретишь на древней площади храма Гроба Господня! По данным полиции Иерусалима, на праздник схождения Благодатного огня в этом году прибыли 100 тысяч паломников. 50 тысяч из них — русские. Был среди них и корреспондент “Московского комсомольца”, прибывший за святым огнем в составе делегации Фонда Андрея Первозванного.

Каждый год накануне Пасхи разгораются нешуточные страсти. Одни гадают, сойдет или нет в этом году Благодатный огонь, другие же до ругани спорят, чудо это или нет. И так продолжается вот уже тысячу лет. Во времена турецкого владычества в Иерусалиме в момент схождения Благодатного огня дежурили турецкие янычары с ятаганами. Они пытались подловить православных на обмане и грозно покарать. Но им так ни разу этого и не удалось. И как-то так произошло, что из грозных карателей турецкие янычары превратились в охранников Иерусалимского Патриарха. Сегодня по стуку тяжелых металлических посохов турецкой охраны все догадываются, что приближается Патриарх…

Впрочем, тем тысячам и тысячам паломников, которые прибыли в Иерусалим в минувшие выходные, не было дела до этих споров. Они ехали к Гробу Господню, где 1975 лет назад произошло чудесное воскресение Христа. И в своем стремлении пробиться к святому месту готовы были свернуть все на своем пути…

Ранним утром в Великую субботу все входы в Старый город были перекрыты израильской полицией. К храму пускали строго по пропускам. Ведь под массивными сводами может безболезненно поместиться лишь 10 тысяч паломников. Желающих же попасть туда несравнимо больше. Верующие пытались хоть “ужиком”, хоть “бесплотной тенью” затесаться в организованные группы и пробраться к заветному месту. Но их безжалостно отсекали на кордонах.

Российской группе, прибывшей за Благодатным огнем, повезло. Ее курировала лично полиция Старого города, давая везде “зеленый свет”. Состав делегации был внушительным: министр культуры Александр Соколов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, народный артист Николай Бурляев, писатели Валентин Распутин и Владимир Крупнин. Возглавлял делегацию, как всегда, президент РЖД Владимир Якунин. Всем им пришлось пережить стоические часы ожидания схождения огня в огромной толпе, плотненько набившейся в храм. “Я поняла, — говорила мне потом одна журналистка, — нам были даны эти страдания четырехчасового стояния в духоте, тесноте и неведении, чтобы потом прочувствовать истинную благость при схождении огня…”

Первые два часа и впрямь было тяжело: пот заливал глаза, пошевелить рукой или переступить с ноги на ногу было практически невозможно. Но потом все “устоялись”, перезнакомились и начали делиться впечатлениями. Писатель Владимир Крупнин, неоднократно присутствовавший на схождении огня, рассказал, как однажды толпа внесла его в армянский придел храма. Там он познакомился с монашкой, которая пробралась в храм еще вечером, всю ночь пряталась под лавкой, лишь бы утром оказаться вблизи Гроба Господня. “Утром армянская стража хотела выкинуть ее из придела, но потом смилостивилась… И при мне у этой отважной монашки свечи самовозгорелись. Огонь сошел на ее пасхальную связку”. Паломник с Украины тут же вспомнил, как в позапрошлом году свечи загорелись у женщины, стоявшей неподалеку от него.

Впрочем, мнения о том, как именно сходит Благодатный огонь, расходились. Кто-то говорил про голубоватые молнии, кто-то — про ярко-оранжевый всполох… Я видела и молнии, и всполохи. Учитывая количество фотоаппаратов со вспышками — это и неудивительно. Но вот что удивительно: за несколько минут до появления огня в Кувуклии — пещере, где произошло чудесное воскресение Христа, — все в храме вдруг затихли и стали напряженно вглядываться в потолок. Кто-то заметил, что в полной темноте вдруг осветились верхушки икон, там, где у святых нимбы. А потом от Кувуклии по храму пошел громкий полувыдох-полувопль: “А-а-а!!!” И ударил колокол… Огонь сошел. В считаные минуты от одной связки свечей он разлетелся по всему храму. Люди умывались огнем, хватали его руками… Я боялась тронуть пламя рукой. Но тут соседка, принесшая в храм связок семь свечей (на себя и на знакомых), не удержала полыхающий пучок и уронила его нам под ноги. Пламя прошлось мне от колена до лодыжки, ноги как будто обдало… ледяным душем. Огонь действительно не жегся. Этот факт ни объяснить, ни опровергнуть никто пока не может.

Бегом продираясь сквозь толпу, с закупоренным в лампу Святым огнем, российская делегация двинулась к выходу… Автобус до Тель-Авива, самолет… К 23 часам огонь должен был быть в Москве, чтобы успели передать его Патриарху Алексию к началу службы в храме Христа Спасителя.

Своими ощущениями от увиденного я попросила поделиться народного артиста, режиссера Николая Бурляева.
— Знаете, когда сошел огонь, была неимоверная радость. Но, честно, до того момента, когда мы пробирались в храм и стояли в ожидании, было ощущение такого… одесского Привоза. Все толкаются, ругаются, отпихивают ближнего своего. И я даже думал: но как же Господь может даровать огонь таким грешным людям? А вдруг он сегодня не сойдет? Но Бог еще раз явил свою милость: огонь сошел. И это была несказанная радость. Это дает надежду, что люди наконец смогут преодолеть свои противоречия, смогут принять эту милость… И мы привезем этот Благодатный огонь, возжегшийся на храме Господнем, в Москву. Так какие же могут быть сомнения во всей важности этого события?

А вот что думает о прибытии Благодатного огня в Россию организатор этого мероприятия, председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин:

— Таинство схождения Благодатного огня для русских, так же, как и для всех православных, связано с духовностью, с верой. Так получилось, что лет шесть тому назад по благословению Патриарха мы впервые получили право и возможность поехать в Иерусалим и привезти Благодатный огонь на пасхальную службу в храм Христа Спасителя. И с тех пор это превратилось в российскую традицию. Это получилось само по себе, мы ничего не придумывали. И теперь всякий раз, когда мы передаем огонь святейшему Патриарху, он тихонько спрашивает: “Ну а в следующем году все так же будет?” И я отвечаю: “Да, будет все так же”. Может быть, как-то изменится сама процедура. Большие паломнические организации очень сложны в управлении. Вы видели, что сегодня творилось… Но я уверен, что сама традиция принесения Благодатного огня на российскую землю сохранится.

Р.S. В Москве самолет в аэропорту уже ждали сотни людей. С лампадками, просто свечами в банке они ждали, когда им дадут кусочек святого огня. Мимо нашей машины проходили люди с лампадками в руках, свет мерцал в проносимых пластиковых пакетах, в проезжающих машинах на переднем сиденье играли огоньки святого огня…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру