Поезда сошли с рейсов

Машинисты электричек провели предупредительную забастовку: они требуют повышения зарплат

28 апреля 2008 в 18:50, просмотров: 1151

Неожиданный и весьма неприятный подарок после пасхальной праздничной расслабухи преподнесли вчера железнодорожники москвичам и жителям Подмосковья. Ровно в 4 утра, как говорится, без объявления войны, забастовали локомотивные бригады Ярославского и Горьковского направлений Московской железной дороги. Электрички встали на рельсах, а десятки тысяч человек опоздали на работу.

Утро. “Поезд на Фрязино отменяется по техническим причинам”, — на Ярославском вокзале такое объявление звучит каждые две минуты. Растерянные пассажиры стоят у расписания поездов и вглядываются в череду цифр. Но ни на табло, ни на стенде с расписанием, ни в кассе нет объявлений о том, что отменяются и опаздывают электропоезда по причине забастовки железнодорожников.

В это же время в городе Железнодорожный (Горьковское направление МЖД) творится нечто невообразимое. Очередь на маршрутку огибает привокзальную площадь и уходит в бесконечность. Здесь по громкой связи в открытую говорят о забастовке железнодорожников. На платформах толкаются люди, а электрички все не прибывают. Наконец одна все-таки приходит, и первые ряды берут ее штурмом — давятся почти насмерть. Те, кто не смог уехать, показывают неприличные жесты вслед поезду, матерят железнодорожников и бегут к автобусным остановкам.

Кстати, автомобильная пробка на Носовихинском шоссе, связывающем Железнодорожный с Белокаменной, образовалась вчера необычно рано, в семь утра. Она формировалась прямо на привокзальной площади города.

Полдень. Отбыть из Москвы в область тоже нельзя. На Ярославском вокзале молодая мама с трехлетним малышом стоит на перроне и кричит на машиниста, тряся перед его носом билетом. Она купила билет на монинскую электричку, которая должна была отправиться в 11.25, но ее перенесли на 13.49.
На соседний перрон прибывает электропоезд из Софрина.

— Мы хотели в Перловке сесть на 10.20, а уехали только в 11.00, — жалуется корреспонденту “МК” бабушка с маленьким внуком. — Ни объявлений, ни предупреждений не было. Просто стояли на платформе 40 минут и ждали.

Ярославское направление обслуживают три депо: “Пушкино”, “Москва-2” и “Александров”. В основном ходят электрички из двух последних — их подключили к работе в качестве резерва.

— Мне позвонили сегодня ночью и сказали выходить на работу, — рассказывает машинист Сергей из депо “Александров”, электропоезд которого пришел на полчаса позже, чем заявлено в расписании. — Уже на работе я узнал, что ребята из депо “Пушкино” объявили забастовку… Мы бы на такое не решились, у нас очень крутое начальство.

Примечательно, что все машинисты, с которыми мы разговаривали на вокзале, поддерживают своих коллег. “Зарплата нищенская, а с введением летнего графика поднимать ее не собираются”, — говорят они. Железнодорожники также жалуются на очень тяжелый график работы — смена по 12 часов. Примерно столько же дают отдохнуть, а потом снова в бой…

— Мало того что работаем на износ, так еще и морально тяжело, — говорит Сергей. — Пассажиры то руки, то ноги, то голову дверями защемляют, а ты виноват…

Вчера мы обнаружили всего одну электричку из депо “Пушкино”. Ее машинист Владимир сегодня вышел на работу, хотя у него выходной. Пришлось заменять бастующих коллег. “Кому забастовка, а кому теперь работа без выходных”, — сокрушается “штрейкбрехер”.

Как заявила пресс-секретарь президента ОАО “РЖД” Александра Буратаева, компания считает данную акцию противозаконной, так как по федеральному законодательству такие мероприятия запрещены.

— Самое страшное, что забастовка была объявлена без предупреждения и без предъявления обвинений, — подчеркнула она. — Забастовщики выбрали самые массовые направления — Горьковское и Ярославское. Из-за их действий пострадали тысячи человек. Срыв движения пригородных поездов также недопустим, потому что пассажиры не виноваты в том, что происходит. Организаторы акции будут отвечать за свои действия по закону РФ.

Буратаева сообщила, что к 12 часам дня полностью восстановлено движение по Ярославскому направлению и к 14 часам будет нормализовано на Горьковском. Задействованы резервные бригады. По данным “РЖД”, в забастовке приняло участие около 20 локомотивных бригад — это порядка 40 человек. Утром 28 апреля они вышли на работу, но не приступили к своим должностным обязанностям.

У председателя Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгения Куликова — совсем другая статистика и иной взгляд на вещи. По его данным, в акции приняли участие больше 120 человек, а это 90% машинистов и помощников машинистов, которые в понедельник утром должны были вывести электрички на линию. Они добиваются повышения зарплаты. Причем главная причина массового недовольства в том, что на бумаге, формально, зарплату уже подняли в два раза — 18 января этого года в МЖД был издан приказ, по которому машинисты должны были получать до 60 тысяч рублей. Но обещанных денег машинисты не увидели.

— Наш профсоюз давно добивался от руководства компании, чтобы работникам платили больше, — рассказал “МК” Евгений Куликов. — И с нашими требованиями вроде бы согласились. Но в действительности зарплату в соответствии с январским приказом подняли не всем, а выборочно. Сейчас большинство машинистов получает 25—30 тысяч рублей, их помощники, естественно, меньше. Размер оплаты у них зависит от квалификации, выработки часов, размера региональной надбавки. Чтобы перешагнуть зарплатную планку в 30 тысяч рублей, нужно брать сверхурочные, недосыпать. Некоторые так и поступают. Но это не выход. Тем более что работодатели взяли на себя четкие обязательства по зарплате — и мы требуем, чтобы они распространялись на всех машинистов, а не только на тех, кто угоден начальству.

На вопрос, почему пассажиры пригородных электричек не были предупреждены о готовящейся акции, которая стала для них неожиданностью, профсоюзный лидер ответил, что в противном случае забастовка была бы заранее запрещена.

— В России законную забастовку организовать практически невозможно, — считает Евгений Куликов, — так составлено наше законодательство. Чтобы провести легальную акцию трудящихся, мне как председателю профсоюза необходимо получить согласие половины работников компании. В “РЖД” трудится свыше 1,2 миллиона человек, причем в различных регионах страны. Собрать их голоса нереально. Кроме того, в России любые забастовки на транспорте — вне закона по определению. Но нам просто не оставили выхода, и мы решились на однодневную забастовку на двух направлениях Московского железнодорожного узла. Уже во вторник локомотивные бригады приступят к работе в полном объеме.

Экстренные меры, принятые на МЖД, немного улучшили ситуацию к вечернему часу пик. К тому же на помощь пассажирам пригородных электричек пришли работники автотранспорта. Вчера на маршрутах Горьковского направления было срочно задействовано 75 дополнительных автобусов, на Ярославском — 30.

Когда верстался номер, корреспондент “МК” сообщил об обстановке на площади Курского вокзала, где с раннего утра начали собираться машинисты. Чтобы несанкционированную акцию не разогнал ОМОН, железнодорожники не держали в руках плакаты и не выкрикивали лозунги. Они просто обсуждали между собой ситуацию и заявили, что намерены стоять как минимум до полуночи. И что количество участников акции будет расти, т.к. к ним присоединятся машинисты, возвращающиеся со смены. Кстати, многие проходившие мимо пассажиры морально поддерживали протестующих.

СПРАВКА "МК"

ГДЕ И КОГДА В РОССИИ БАСТОВАЛИ МАШИНИСТЫ

С 4 по 11 августа 1998 года проходила забастовка локомотивных бригад Октябрьской железной дороги и была приостановлена судом. В период акции от работы отказались 586 работников локомотивных бригад из восьми депо. Это привело к отмене около 600 пригородных поездов. Причиной акции стало несоблюдение прав работников.

28 апреля 2002 года в результате забастовки трех локомотивных бригад депо “Железнодорожная” Горьковского направления (МЖД) был сорван выход на маршрут трех электропоездов. Участники акции требовали повышения заработной платы.

28 ноября 2007 года российские железнодорожники планировали начать широкомасштабную общероссийскую забастовку, но ее запретил проводить суд. Отказ в признании забастовки законной был основан на том, что забастовка якобы создает угрозу безопасности пассажиров.



    Партнеры