Пенсионные овраги

Почему россияне не спешат копить на старость

Совет Федерации одобрил закон: “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии”. За каждый добровольный взнос до 12 тыс. руб. государство обещает доплатить гражданину еще столько же. Россияне, однако, копить на старость не спешат: в 2007-м и I квартале 2008 года установлен рекорд обесценивания пенсионных накоплений. Причем негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не сильно превосходили государственный Банк развития.

Один к одному

Как указано в преамбуле принятого Советом Федерации закона, он “направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан”. Предполагается, что документ будет подписан Владимиром Путиным до 8 мая и вступит в силу с 1 июля 2008 года.

Согласно закону дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета Пенсионного фонда РФ. Причем будущим пенсионерам предоставляется право выбора инвестиционного портфеля либо перевода средства пенсионных накоплений в НПФ.

При этом на работодателей возлагаются обязанности принимать заявления о добровольном пенсионном страховании и направлять их в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Работодатель не только не имеет права отказать сотруднику в добровольном пенсионном страховании, но согласно закону обязан “вести учет, ежемесячно начислять, удерживать и перечислять дополнительные взносы, а также предоставлять информацию застрахованным лицам о начислении, удержании и перечислении дополнительных взносов”.

Таким образом, на бухгалтерию работодателей ляжет дополнительная нагрузка (и расходы), чему бизнес, конечно, будет не рад. Но и государство берет на себя немало по стимулированию добровольных накоплений. Предусматривается два варианта господдержки. Для лиц, достигших пенсионного возраста, лимит взноса на софинансирование пенсионных накоплений устанавливается в размере 48 тыс. руб. в год, для всех остальных — 12 тыс. руб. в год. В пределах лимита государство доплатит гражданину “из расчета один к одному”, то есть еще столько же.

Закон особенно выгоден для работающих пенсионеров: 48 тыс. руб. в год — немало, а работодатель обязан взять на себя технические расчеты. Для тех же, кто не собирается на пенсию в ближайшем будущем, закон устанавливает длительное стимулирование, которое поможет к моменту достижения пенсионного возраста аккумулировать на соответствующем счете значительные средства.

Гладко на бумаге

Всем хорош закон! Трудно вспомнить, когда государство что-то реально давало столь большому количеству “простых людей”. Однако анализ новации побуждает сравнить ее с другим, столь же качественным и социально ориентированным законом — об ипотеке. Тогда цель тоже была благая: доступное жилье. Но законы заработали не так, как хотелось бы. Банки стали активно выдавать ипотечные кредиты, чем стимулировали скачок спроса. А строительный рынок по разным причинам не смог обеспечить адекватного предложения, то есть физически жилье не построил. Ну а когда спрос растет быстрее предложения, не получается ничего другого, кроме роста цен, что и наблюдается.

У пенсионного закона есть свой подводный камень, также состоящий в неготовности рынка. Предположим, принесли обрадованные граждане в массовом порядке деньги и вместе с обещанной господдержкой отправили их — куда? Закон предусматривает два адреса: Банк развития и НПФ. Но реальность такова, что по обоим адресам сегодня наблюдается обесценение инвестиций.

В ведение Банка развития с 2007 года перешло от ВЭБ управление пенсионными средствами “молчунов”, то есть лиц, не выбравших НПФ и тем самым доверивших обеспечение своей старости государству. 22 апреля государственный управляющий официально отчитался по итогам работы за 2007 год. Гордиться нечем: доходность пенсионных накоплений по итогам года составила 5,98% годовых. Напомним, что в 2007-м инфляция составила 11,9%, а минимальный продуктовый набор подорожал на 22,3%. Таким образом, в 2007 году в России был установлен рекорд обесценивания пенсионных накоплений за всю историю пенсионной реформы, то есть за 4 года.

Прежде чем анализировать результаты работы НПФ, необходимо заметить, что результат Банка развития (ВЭБа) является для рынка УК основным ориентиром. Управление чужими деньгами — тонкая наука. И один из ее принципов (довольно циничный) формулируется так: “зачем больше?”. Иными словами, если лидер рынка (а Банк развития — это не просто лидер, а более половины рынка) дает доходность в 6% годовых, то НПФ достаточно показать 7% — и клиенты придут. А если доходность будет более 8% годовых — то не просто придут, а прибегут, поскольку в других местах еще хуже. И если управляющая компания (УК) умеет генерировать большую доходность, то отдавать эту доходность будущим пенсионерам вовсе не обязательно.

Итоги работы НПФ за I квартал 2008 года соответствуют данному принципу. Согласно предварительным данным ФСФР (официальная отчетность пока не утверждена), из 63 УК, работающих с пенсионными накоплениями, у 61 результат I квартала плюсовой. Однако никто не сумел обогнать инфляцию (официальный прогноз по инфляции на 2008 год, по данным Минфина и Минэкономразвития, составляет 10% годовых). А результаты Банка развития смогли превзойти лишь 10 УК.

Лидером по доходности пенсионных накоплений стала УК “Агана” с двумя пенсионными портфелями: “сбалансированный” — 9,2% годовых и “консервативный” — 8,55% годовых. В тройке лидеров также УК “Аналитический центр”, которая предлагает будущим пенсионерам доходность 8,7% годовых, а УК “Интерфинанс” — 8,39% годовых. Ненамного отстали УК “Алемар” — 8,35% и УК “Универ Менеджмент” — 7,7%. В десятку лучших входят также УК “РФЦ-Капитал” — 7,68%, УК “Регион Эссет менеджмент” — 7,58%, УК “МДМ” — 7,15% и УК “Национальная управляющая компания” — 6,65%. Дальше идет Банк развития (бывший ВЭБ) — 6,04%, и 53 УК, у которых результаты еще хуже.

По сравнению с итогами 2007 года лидеры остались прежними, изменилось лишь распределение мест в первой десятке. А вот доходности несколько упали, что легко объяснимо, так как первая половина 2007-го сложилась для УК гораздо лучше, чем вторая. Нынешний же год УК начинали на фоне кризиса.

При существующих доходностях ниже инфляции вряд ли движение за добровольные пенсионные накопления станет массовым. И даже доплата государства вряд ли приведет к объемному вбросу средств на фондовый рынок через пенсионные фонды. В крайнем случае немного подрастут котировки бумаг, которые разрешено покупать НПФ.

Обнищание обещаний

У принятого закона есть и еще один подводный камень. Не совсем понятно, откуда бюджет возьмет средства на господдержку добровольных пенсионных накоплений, если у государства не хватает средств на выполнение уже взятых обязательств. Напомним, что с 1 января 2008 года Стабфонд был разделен на Фонд национального благосостояния ($32 млрд.) и Резервный фонд ($125,4 млрд.). За счет Фонда национального благосостояния предлагалось, в частности, покрыть дефицит Пенсионного фонда по обязательным выплатам государственной пенсии. Однако министр финансов РФ Алексей Кудрин выразил опасение, что: “средств Фонда национального благосостояния для воплощения планов по накоплению ПФР может не хватить”.

Для расплаты с пенсионерами правительство планирует повысить налоги. “Единый социальный налог, выплачиваемый предприятиями, будет изменен уже с 2010 года”, — заявил Алексей Кудрин. Конкретных цифр министр не озвучил, но и так понятно, что для покрытия массового дефицита по обязательным пенсионным выплатам повышение ЕСН должно затронуть большое количество граждан. То есть наиболее пострадавшим в 2010 году снова окажется средний класс.

Таким образом, государство, с одной стороны, предлагает стимулирование пенсионных накоплений, а с другой — повышает налоги как раз на тех, у кого могли бы образоваться излишки для этих накоплений. Правда, вводится льготный период (полтора года), когда налоги еще не повышены, а добровольные накопления уже стимулируются. Но на самом деле это стимулирование можно рассматривать как стерилизационную (антиинфляционную) меру. Ведь средства, добровольно перечисленные гражданами, не будут давить на потребительский рынок и при существующих доходностях тихо обесценятся.

Как говорится, и овцы целы, и волки сыты — значит, съели пастуха. В данном случае — пенсионера (нынешнего или будущего). В 2007 году коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) в России составил 27%. Даже если не сравнивать с Японией (92%), США (86%) или Германией (82%) — это один из худших показателей в странах СНГ. А дальше — еще хуже: согласно прогнозам Пенсионного фонда РФ, в 2010 году коэффициент замещения упадет до 15%, а к 2020 году — до 10%. Иными словами, согласно официальным прогнозам, в 2020 году благосостояние человека, выходящего на пенсию, будет уменьшаться сразу в 10 раз.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру