Москва равняется на Париж

Цена 1 л АИ-95 на столичных АЗС приблизилась к отметке $1

28 апреля 2008 в 17:04, просмотров: 523

В Москве купить 1 л АИ-95 в рознице в среднем можно всего на 1 коп. ниже установленного ЦБ курса доллара. И это только цветочки. В мае цены на бензин могут вырасти еще на 1,5—2 рубля.

По данным Росстата, в марте оптовые цены на нефтепродукты выросли на 10%. В апреле они росли не так быстро. По данным мониторинга исследовательского центра “Кортес”, в среднем по России за месяц дизельное топливо подорожало на 4,6% — до 21,73 руб./л, бензин АИ-80 — на 4,6% — до 18,74 руб./л, АИ-92 — на 3,8% — до 22,03 руб./л и АИ-95 — на 3% —до 23,44 руб./л. Быстрее всего цены росли в Москве. Средневзвешенная цена 1 л 95-го бензина в столице — 23,59 руб./л — всего на 1 коп. ниже курса доллара, установленного вчера ЦБ.

Большая доля вины за такое положение дел лежит на самом деле на правительстве, которое никак не может установить на этом рынке справедливые правила игры. Взять хотя бы тот же налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас его ставка привязана к мировым ценам на “черное золото”. Пошли котировки барреля вверх, следом за ними полезла “на потолок” ставка НДПИ. Причем вне зависимости от того, идет ли нефть на экспорт или будет переработана для внутреннего рынка.

Другая составляющая, которая вроде бы должна сдерживать экспорт нефти, — экспортные пошлины. Сейчас действует ставка, по которой с каждой тонны нефти на экспорт компании платят $340,1. Но уже с 1 июня экспортная пошлина, как сказал заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович, вырастет минимум до $395 за тонну.

Казалось бы, поставлять при таких пошлинах нефть за рубеж становится невыгодно. Но на самом деле так будет с 1 июня. Компании до этого срока постараются прогнать максимум своей добычи на экспорт, пока пошлина не выросла. Как подсчитал тот же Росстат, объем первичной нефти для переработки упал с 8 по 14 апреля на 2,2% по сравнению с предыдущей неделей, а производство бензина в РФ за тот же период снизилось на 8,8%. Производство дизельного топлива также сократилось на 4,4%. Происходящее объяснить нетрудно, если вспомнить, что именно в это время баррель “черного золота” обновлял один рекордный максимум за другим. Новая порция рекордов последовала и на прошлой неделе. А нефть — что в Лондоне, что в Нью-Йорке — пробует на зуб уже планку в $120 за баррель. Вполне возможно, что на последних новостях, вызвавших настоящую панику в Шотландии (забастовка, перекрытие трубопровода в Северном море), баррель вырастет на этой неделе и до $122—125.

Увеличение поставок нефти за рубеж и сокращение объемов переработки бензина вызовут дефицит топлива на внутреннем рынке. Профильные аналитики считают, что в мае цены на бензин могут вырасти еще на 8—10% (на 1,5—2 руб.). Уже этого будет достаточно, чтобы литр автомобильного топлива в рознице перешагнул важную психологическую планку в 1 доллар. Свою позицию нефтяники обосновывают тем, что сейчас рентабельность АЗС опустилась до рекордно низкого уровня. С февраля по март цены производителей выросли на 9,6%, а цены на автозаправках — лишь на 1,7%. По данным аналитиков “Кортес”, уровень предельной рентабельности соответствует розничной марже 15—20% (без вычета НДС). При падении ее ниже 15% начинается рост розничных цен.

Остановить неприятные для автолюбителей процессы могут два фактора: либо экономический, либо административный. Экономический реализуется, если оптовые цены на бензин вдруг упадут. Но это вряд ли возможно в ближайшее время. Административный вариант решения проблемы будет означать новую “заморозку” цен на топливо. Но на такой шаг на фоне отказа от пролонгации “заморозки” цен на продукты тоже вряд ли кто решится. А значит, вполне вероятно, что литр бензина в России, опередив стоимость автомобильного топлива в США, на этом не успокоится и бросится вдогонку за европейскими ценами. В Париже, например, 1 л бензина уже стоит около 55 руб. (1,5 евро за 1 л).



Партнеры