Последняя парта

Районные чиновники по-своему понимают реформу образования

Я приехал в Пороховскую школу, что в Волоколамском районе, ранним утром, незадолго до начала уроков. Директор Елена Александровна Чижикова вместе с учителями, стоя у порога школы, приветствовали учеников. Те здоровались с ними, обращаясь к педагогам по имени-отчеству. И по улыбающимся, приветливым лицам тех и других видно было, что школа живет пусть небольшой, но дружной семьей.

Идиллия! Однако родители и учителя опасаются, что скоро этой идиллии придет конец. Дело в том, что в селе ходят слухи: из-за малого количества учащихся здешнюю школу закроют, а ребят переведут в Привокзальную, за три километра.

Начало слухам положили выказывания руководителя районного образования Нины Бухаровой в местной прессе. Рассуждая о реформе образования, Нина Викторовна сначала заявила, что “в связи с переходом на подушевое финансирование какие-то школы будут закрыты”. В качестве кандидата на ликвидацию чиновница привела Пороховскую: “Наполняемость классов должна быть 23,46 ученика, а там в 11-м классе будут учиться всего пять человек”. Выводы делайте сами.

В другой статье Бухарова была более откровенна. “Привокзальная и Пороховская школы после объединения в здании Привокзальной школы, — говорит она, — станут средней Привокзальной школой”. Как видим, позиция райобраза вполне понятна. Мол, федеральным министерством придумана очередная реформа, и на местах берут под козырек. Что же не устраивает родителей и учителей?

— Для нас это не просто школа, — говорит член родительского комитета и депутат Волоколамского горсовета Людмила Уварова. — Целые поколения местных селян вышли из этих стен. Это наш мир. И этот мир хотят разрушить.

Звучит довольно лирично. Но, говоря о вопросах прозаических, родители учеников приводят более приземленные доводы.

— От наших дворов до Привокзальной школы три километра, и если сегодня мы даже первоклашек спокойно отпускаем в школу, то с переводом этому спокойствию придет конец. Элементарная вещь: до школы придется теперь ехать на автобусе, а они ходят нерегулярно. Дети должны будут по часу стоять на морозе в ожидании транспорта. Ведь специальный школьный автобус им даже не обещают…

Родители точно знают, чего лишатся их чада. Помимо обязательной программы здесь практически каждую неделю проводятся всяческие соревнования, конкурсы, работают театральный и литературный кружки, лыжная и баскетбольная секции, дополнительно изучается второй иностранный язык; у школьников есть собственный огород, на котором выращиваются овощи для школьной столовой. Одним словом, кому ни расскажи, любой подтвердит, что такая школа — мечта любого родителя. И за эту мечту сельчане готовы бороться.

— На все наши обращения не было никакой реакции, — вспоминает Людмила Уварова. — Нас соизволили заметить лишь после того, как мы написали письмо в Администрацию Президента. Вот тогда Бухарова вызвала меня для беседы. И стала совестить: мол, зачем было писать “наверх”…

Что интересно: когда Уварова попросила просто и ясно ответить на вопрос: закроют школу или нет, — прямого ответа не последовало. Как не последовало его и во время встречи учительского и родительского коллективов с районной чиновницей. То есть ее просят сказать “да” или “нет”, а она с завидным упорством заводит речь о школьной реформе. Из чего обеспокоенные родители делают вывод: школу все же закроют.

Их не успокаивает даже пришедшее из недр областного министерства образования письмо, подписанное и.о. министра Ю.Картушиным. Он также вместо ответа на конкретный вопрос сообщает педагогическому коллективу буквально следующее: “Здание, в котором в настоящее время размещается Пороховская школа, было построено в 1938 году и являлось военным госпиталем. С 1958 года оно функционирует как общеобразовательное учреждение. Здание требует капитального ремонта, не имеет изгороди, учебная материальная база слабая”.

В общем, отписка. Госпиталем здание было всего лишь в 1941 и 1942 годах. Тогда, напомним, шла Великая Отечественная война, и Волоколамский район оказался во фронтовой полосе. Ну, там еще панфиловцы были, если кто подзабыл, разъезд Дубосеково… И пока фронт не откатился на запад, здание школы вынужденно использовали под лазарет. Сначала немцы, потом наши. Но уже в 1943 году в классы снова вернулись ученики.

Что касается слабой материальной базы, то опять же не обойтись без сравнений. Например, в 1946 году из учебных пособий у школы было два водяных сачка и один воздушный, набор минералов, один турник, волейбольная сетка и два аппарата Морзе. Ничего, детей учили и выводили в люди. А сегодня, когда усилиями коллектива в школе оборудованы физический класс с лабораторией, отремонтированы все учебные помещения, и упомянутая “изгородь”, представьте, имеется, и даже восстановлен порушенный в лихие девяностые школьный краеведческий музей, — будьте любезны, собирайте вещи.

И, наконец, главный аргумент чиновников — в школе мало учеников. Сегодня их чуть больше сотни, к тому же на будущий учебный год подано заявлений всего от семи родителей будущих первоклашек. На первый взгляд, аргумент весомый. Но! Во-первых, ни в одном российском законе нет положения, где запрещалось бы обучение школьников, если их в классе меньше тех же семи человек. А во-вторых, этот аргумент напрочь разбивается, если смотреть чуть дальше собственного носа. Это сегодня подано семь заявлений. А депутат горсовета Уварова взяла да и навестила местную детскую поликлинику, и заведующая Ирина Панкратова подтвердила ей очевидное: прирост населения в окрестностях Пороховской школы весьма заметен, и через 3—5 лет таких заявлений будет уже не семь, а больше сотни. И что тогда? Будем строить новую школу?..

Удивляет и другое. По словам той же Людмилы Уваровой, Привокзальная школа, куда в случае победы местной реформы засунут пороховских школяров, также требует ремонта.

— Тамошнее здание, — говорит она, — гораздо древнее нашего. Его, кстати, по старинке отапливают угольком. Да, там смонтирована модульная котельная, но ее уже третий год не могут подключить и, судя по всему, в обозримом будущем не подключат.

Так в чем причина свирепого интереса районных чиновников к несчастной школе? Может быть, к ее территории? Как ни крути, а это два гектара недешевой подмосковной земли с прекрасным собственным парком, огородом и спортивной площадкой. Тихий уголок, рядом Новорижская трасса… Звучит неожиданно? Может быть. Но, по словам депутата Уваровой, в Волоколамске в свое время так же неожиданно было “перепрофилировано” несколько детских садов.

— А совсем недавно, — говорит Людмила Михайловна, — мне стало известно, что за 120 тысяч рублей продан еще один детсад…

Что получаем в сухом остатке? Директору школы Елене Чижиковой категорически приказано не набирать первый класс. Родители говорят, что Бухарова в неофициальной беседе поставила ей условия: либо та не противится ликвидации школы, либо подыскивает новое место работы. И таким поиском Чижикова якобы занята.

Так уцелеет ли школа?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру