Лесники улетели

Корреспондент “МК” следил за пожарами в Подмосковье, управляя самолетом-разведчиком

29 апреля 2008 в 17:41, просмотров: 399

В рамках федеральной программы Рослесхоза по повышению результативности борьбы с лесными пожарами и готовности лесоохраны к их предупреждению в минувшие выходные в Пушкинском районе Подмосковья продолжились тестовые запуски беспилотного летательного аппарата (БЛА) “Элерон”. Мероприятие было организовано и проводилось сотрудниками ФГУ “Авиалесохрана” при участии представителей Казанского предприятия ЗАО “Эникс” — разработчика и изготовителя комплекса с применением самолета-разведчика.

По сводкам Федерального агентства лесного хозяйства, в этом году на территории России уже зафиксировано 6953 пожара. Вследствие установившейся теплой погоды для подмосковных лесных хозяйств уже сейчас объявлен второй класс пожароопасности. Не исключена вероятность его повышения к концу следующей недели до третьего класса. За пожарами глаз да глаз нужен. Лучше — с воздуха. Чем раньше будет замечен очаг возгорания, тем легче его потушить.

Замначальника Управления инвентаризации и оценки состояния лесов Алексей Ермоленко считает применение в гражданской службе новой технической разработки, выполненной по военным технологиям, очень своевременным и перспективным. “В лесном хозяйстве такая техника используется впервые, — рассказывает замдиректора Центральной базы авиационной охраны лесов Владимир Щетинский. — Раньше она применялась в основном для спецопераций. В рамках федеральной инвестиционной программы “Леса России” Рослесхоз приобрел четыре самолета-разведчика, стоимость одного комплекта — два с половиной миллиона рублей”.

Учебный показ возможностей комплекса дистанционного обзора “Элерон”, состоящего из приемного блока, пульта управления и самолета-разведчика, продемонстрировал его мобильность, доступность в обслуживании и оперативном получении информации. В полевых условиях прямо на глазах присутствующих буквально за 15 минут сотрудники “Авиалесохраны” распаковали и подготовили комплекс к работе. Компактность и мобильность устройства трудно переоценить: общая масса оборудования — в пределах 13 килограммов, оно умещается в трех рюкзаках. Причем масса самого самолета — 2,8 килограмма при габаритах 1490х620 мм.

Во время подготовки летательного аппарата к старту невольно возникло ощущение, что мы присутствуем на выезде авиамодельного кружка на природу. Оно не покидало в течение долгого времени, пока замдиректора по летной работе ЗАО “Эникс” Евгений Калин “колдовал” над аппаратом. Он взял самолетик (иначе не скажешь) в руки, выдержал трехминутную паузу, и чудо техники определило по радиоканалу свои координаты в виде информации на мониторе.

Потом представитель фирмы-разработчика прицепил летательный аппарат к кольцу стартового устройства (это резиновый жгут, одним концом прочно закрепленный в земле). Постепенно натягивая жгут, Евгений Калин медленно отходил назад, пока тот не вытянулся в струну. Присутствующие затаили дыхание... Еще мгновение — и самолет-разведчик с жужжанием детской механической игрушки взмыл в небо. В голову пришла мысль, что замдиректора в детстве, вероятно, отменно стрелял из рогатки.

После запуска аппарата участники мероприятия расположились у монитора пульта управления. На нем отображалась местность, над которой пролетал объект, и другая служебная информация: траектория, длительность, высота, курс, дальность полета самолета, а также состояние батареи аккумулятора (ее хватает на 90 минут полета).

— Сейчас аппарат летит по заданной траектории в автоматическом режиме на высоте 300 метров, но я могу вмешаться в процесс и изменить параметры в ручном режиме, — комментирует изображение специалист учебного центра “Авиалесохраны” Анатолий Перминов. — Например, задать максимальные высоту 3000 метров и скорость 100 километров в час.

По мнению представителя предприятия — разработчика оборудования, освоить методику работы с комплексом можно за пару дней. Это дается особенно легко тем, кто владеет компьютером не ниже уровня пользователя и умеет играть в авиационные компьютерные игрушки.

— Самое главное — научиться разрабатывать маршрут полета, а это обычная штурманская задача, — рассказывает Евгений Калин. — За полтора-два дня можно овладеть простыми приемами работы с аппаратом. Этим мы сейчас и занимаемся.

Оказывается, радиус эффективной работы комплекса — в пределах десяти километров. Если самолет улетает на более дальнее расстояние, картинка на мониторе, отражающая информацию в реальном времени, будет некачественной.

— Комплекс можно использовать и на больших расстояниях, в этом случае получение информации будет происходить с задержкой, — рассказывает специалист фирмы-разработчика. — На летательный аппарат крепится специальная фото- или видеотехника. Она фиксирует информацию, которая считывается уже после посадки самолета.

Комплекс работает в обычных метеоусловиях: при скорости ветра до десяти метров в секунду, дневном освещении и температуре от минус 25 до плюс 40. Картинка, которую фиксирует встроенная камера на борту самолета, четко отображается на мониторе наземного пульта управления. “Смотрите, как хорошо просматривается лесной массив, — комментирует изображение Владимир Щетинский. — А вот белый дымок, такой бывает только от костра. Это шашлычники отдыхают, а ведь 90 процентов пожаров происходит из-за человеческого фактора”.

Евгений Калин рассказывает, что в одной из модификаций самолета есть два резервных отсека. Их можно использовать как контейнер для информационных листовок. Засек, например, самолет отдыхающих в лесу, с пульта поступает команда, и аппарат сбрасывает порцию листовок-предупреждений.

По мнению замдиректора “Авиалесохраны”, подобные комплексы дистанционного обзора должны быть в каждом лесничестве. Например, в Московской области лесных хозяйств — 120. Комплекс можно использовать для контроля заповедных территорий, при тушении крупных лесных пожаров, когда нужно четко координировать действия пожарных расчетов, выявлять пути подъезда спецтехники. Он незаменим для оперативного мониторинга пожароопасной территории. Например, для 15-минутного облета местности нужно затратить около часа для перегона воздушного судна к месту пожара. Один летный час самолета класса “Як” обходится в 15—20 тысяч рублей, самолета-разведчика “Элерон” — 500 рублей. Экономическая выгода налицо.

А тем временем Анатолий Перминов заметил на мониторе, что заряд аккумулятора самолета-разведчика уже на исходе. Он принимает решение о завершении полета. Кстати, если у аппарата по каким-то причинам обрывается связь с пультом управления, он немедленно возвращается в точку взлета. Участвовать в управлении посадкой самолета Евгений Калин доверил корреспонденту “МК”. С помощью клавиш я направила самолет по круговой траектории и задала снижение до высоты 100 метров, с которой обычно самолет заходит на посадку. Ко всеобщей радости, приземление прошло успешно. Самолет вовремя выбросил парашют, выбрав курс навстречу ветру.

Очевидно, что эффект от применения высоких технологий в борьбе с лесными пожарами будет зависеть от многих факторов: профессионализма операторов, финансирования, заинтересованности руководителей регионов и чисто человеческих качеств.



    Партнеры