Стоп-кран взял тайм-аут

Доведенные до отчаяния машинисты могут возобновить забастовку в любой момент

29 апреля 2008 в 17:35, просмотров: 888

Напряженка на Московской железной дороге, которую спровоцировала в понедельник забастовка локомотивных бригад Ярославского и Горьковского направлений, можно сказать, рассосалась. Но только для пассажиров пригородных поездов. Для участников акции и их начальства она плавно перетекла в новую фазу — разбора полетов. “МК” выяснил, как собираются покарать железнодорожников прокурорские работники и чего ждать пассажирам электричек от забастовщиков в ближайшие дни.

Вчера утром председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов и еще два профсоюзных активиста давали объяснения в прокуратуре. Накануне туда обратилось руководство “Российских железных дорог”. Оно апеллировало к статьям закона, в частности “О федеральном железнодорожном транспорте”, по которым забастовки мастеров стальных магистралей не допускаются в принципе. По мнению работодателей, акция машинистов, отказавшихся в понедельник выводить электрички на линию, создавала угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Следовательно, с забастовщиками нужно разобраться по полной.

Как бы там ни было, но участников акции первый вице-президент ОАО “РЖД” Вадим Морозов пообещал наказать. За то, что, выйдя на работу, отказались вести поезда. “Если это дисциплинарный проступок, то соответствующее наказание, если административный — так же”.

Впрочем, сами забастовщики иного мнения. Мы поговорили с Сергеем Гусевым, машинистом 1-го класса, который работает в депо “Железнодорожная” 15 лет.

— Я вышел на забастовку, потому что меня не устраивают условия работы, зарплата, хамское отношение со стороны руководства. Нас руководители используют как рабов, практически лишили выходных. Размер зарплаты сравним с оплатой труда охранника, только разница в том, что на нас лежит колоссальная ответственность за безопасность людей. Руководство нас ругает, что мы не укладываемся в график, не свистим на переездах — это считается нарушением. А сегодня на электрички бросили людей, у которых нет поездной практики, кого-то из пенсионеров выдернули. Большинство людей вышло на работу, не зная этот маршрут. Без предварительной обкатки это считается недопустимым.

Вчера корреспонденту “МК” рассказали в профсоюзе локомотивных бригад, что железнодорожное начальство уже обзвонило семьи забастовщиков, описав в красках, что попытки “качать права” могут закончиться для “неправильных” машинистов как минимум увольнением.

— Преследование участников акции незаконно, — заявили “МК” в профсоюзе. — Ведь по уставу нашего профессионального объединения ответственность за последствия забастовки несут ее организаторы, но никак не рядовые участники. Все претензии — к нам.

Кстати, профсоюз не согласился вчера с растиражированным в СМИ и подхваченным руководством РЖД утверждением, будто бы забастовщики требовали повышения зарплаты.

— Это некорректно, — пояснили “МК” в профсоюзе. — В действительности мы настаивали на выполнении работодателями принципа “равная оплата за равноценный труд”, поскольку РЖД не выполняет собственный январский приказ о повышении зарплаты работникам. Зарплаты повышаются избирательно. В депо “Железнодорожная” из ста машинистов только семь получили весомую прибавку. Кроме того, мы настаивали на возвращении доплаты за выслугу лет, которую отменили в апреле прошлого года. И добивались, чтобы работодатели прекратили оказывать давление на членов нашего профсоюза.

Председатель профкома локомотивного депо “Железнодорожная” Сергей Линев напомнил, что они уже пытались бунтовать.

— Мы уже организовывали подобную забастовку в 2002 году. Пытались выйти на Всероссийскую забастовку 28 ноября 2007 года, но нам запретил ее проводить суд, хотя мы действовали по закону. За десять дней работодатель был предупрежден. Потому мы поступили почти так же, как и в 2002 году. Тогда мы уведомили работодателя за 15 минут и в итоге добились повышения зарплаты, введения региональной надбавки на МЖД.

Сейчас профсоюз добивается повышения зарплаты всем машинистам до 60 тысяч рублей в месяц. РЖД распространяет информацию, что зарплата машинистов — 35 тысяч. У них же чистый заработок составляет от 25 до 30 тысяч, помощник машиниста получает 20 тысяч. Несмотря на то что с нами никто не провел переговоров, люди проявили большую активность, чем в 2002 году. Такого единения я не ожидал. Только на площадь Курского вокзала вышли около 85 человек. 

Итак, забастовка приостановлена. Но не прекращена. В понедельник вечером профсоюз локомотивных бригад принял постановление: “Принимая к сведению информацию о массовой поддержке гражданами требований забастовки; полагая необходимым содействовать жителям Москвы и Подмосковья в спокойном праздновании майских праздников и Дня Победы, а также инаугурации Президента России Дмитрия Медведева, решили: приостановить забастовку с 00 часов 29.04.2008. Вопрос о прекращении забастовки или о формах ее возобновления рассмотреть 12 мая 2008 года”. Значит, после череды майских праздников все может повториться.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики при Институте экономики РАН:

— На Западе забастовки — крайний вариант, до которого дело стараются не доводить. Там главное уведомить о намерении. И существует эффективно действующий механизм предварительных досудебных процедур урегулирования споров, с активным участием государства в качестве посредника. Поэтому если и проводятся забастовки, то, как правило, крупные, если соглашение так и не достигнуто. А проблемы на отдельном предприятии удается решать, не прибегая к конфликтным методам. Европейцы и американцы уже давно развивают систему социального партнерства, способную снизить социальную напряженность и обеспечить интересы всех участников трудовых отношений. У нас же подобная практика — большая редкость, однако так долго продолжаться не может, поскольку задача увеличения производительности труда и создания конкурентоспособной экономики требует, соответственно, обеспечения достойных условий труда. В России необходимо активнее развивать институт досудебных процедур урегулирования производственных споров.

АНЕКДОТ ДНЯ

Объявление в электричке: “Уважаемые пассажиры, при обнаружении в вагоне бесхозных вещей убедительная просьба, не трогая, сообщить о них машинисту электропоезда. У него маленькая зарплата!”



Партнеры