Загон джунглей

На садовом участке под Москвой бок о бок уживаются ламы, олени, еноты и еще 2000 диких животных

У каждого из этих четвероногих обитателей лесной “дачи” непростая судьба. Двух лисят, которых не раскупили на выставке, хотели застрелить хозяева. Енотовидную собаку выкинул из своей труппы заезжий цирк-шапито. Редкую сову, заблудившуюся на улицах Москвы, спасли местные жители. Лесного оленя отбили у злобных бездомных шавок спасатели. Все это — на четырех гектарах, всего в 40 км от Москвы в сторону Дмитрова.

Корреспондент “МК” посетила самый удивительный дачный участок в России, полноправные обитатели которого — более двух тысяч диких животных и птиц.

“Гуляют там животные невиданной красы…”

— Добро пожаловать на “поляну”, — приветливо встретил меня управляющий питомника Владимир Викторович, зоотехник по образованию и любитель животных по жизни, и тут же повернулся к хозяину — московскому предпринимателю Виталию Ратнеру. — У нас тут фазаны опять понеслись, и корова только вчера отелилась. Проведать бы!

Проведать так проведать. Переодевшись с дороги, мы сразу же отправились на экскурсию по необычному участку. И первое же существо, уютно разлегшееся посреди большого вольера, повергло меня в изумление. Когда подошли поближе, крупное животное, обвешанное длинными белыми дредами, повернуло голову в нашу сторону и добродушно потрусило навстречу… Да что это за зверь такой?!

— Мэр, эй, Мэр! Это наш любимец, венгерская пастушья собачка, — смеясь, объяснил Виталий Эммануилович.

— Прямиком из Венгрии к нам и приехал. Их специально обучают стеречь овец, такую шерсть ни один волк не прокусит!

Экзотический Мэр подбежал к нам, как обычный бобик, и начал ластиться и лизать руки. А получив порцию лакомства, вернулся на свое место и принялся за трапезу.

— Большинство обитателей нашего питомника — птицы, — рассказывал тем временем довольный хозяин. — Их мы не только покупаем, но и сами разводим.

Для птиц здесь — рай. В одних вольерах важно разгуливают павлины самых разных пород, в других бойцовые петухи сражаются за честь прекрасных дам. Да что там, одних фазанов в питомнике около 30 видов. Золотые, серебряные, алмазные... Все живут на улицах в огороженных забором “квартирах”. Правда, некоторые пернатые обитают под крышей. Например, высоченный страус, хищно вытянувший шею в нашу сторону, и целое семейство сов, среди которых, кстати, недавно случилось пополнение.

Птичьи семьи в основном живут на территории садового участка, зато лесная опушка застроена просторными загонами для четвероногих зверей. Только мы вышли за калитку забора, перед нами открылась залитая солнцем веранда, на которой изящно разлеглись грациозные олени. Оказывается, в питомнике их выросло уже целых три поколения! Совсем недавно у оленя-старожила родилась внучка.

— А давайте рога искать, — предложил Владимир, приглашая меня в вольер к сказочным созданиям. — Да не пугайтесь вы, у оленей сейчас такой период — они их сами скидывают.

И правда, роскошные развесистые рога лежат недалеко на песке. Еще недавно они красовались на голове отца семейства. Завидев непрошеных гостей, грациозная троица встрепенулась и потрусила прочь, мелькнув белыми хвостиками. Благо территория позволяет — через пару секунд семья скрылась в лесных зарослях.

Олени — не единственная династия в питомнике. Не успели мы пройти и десяти метров, как откуда-то донесся жалобный рев: нам вслед печально смотрел коричневый ослик.

— Что это он, от любви плачет? — поинтересовалась я у спутников.

— А то! Хочет, чтобы мы и его приласкали.

Осликов здесь все любят. Папа Вася, его жена Василиса и сын Василек, в свою очередь, тоже обожают быть в центре внимания и тают от удовольствия, когда их гладят по гриве. В соседнем вольере тоже жаждут общения — там квартирует семейство лам. Папа по кличке Масяня, мама — Жена Масяни и дочка Красотка. Как утверждают сотрудники, Масяня — настоящий психолог. Даст себя погладить только тому, кто ему понравится, а в неприятного гостя может и плюнуть с досады.

— Пойдемте ежиков посмотрим, — хитро улыбается Виталий.

Через 20 метров подходим к деревянному домику, в углу которого важно восседает… дикобраз. Вот так ежик!
— Он у нас злобный, — предостерегает Владимир Викторович. — На нас-то постоянно ворчит, а к чужим и вовсе симпатии не питает.

Вместе с еще двумя дикобразами, которые ютятся рядышком, колючий зверь приехал на “поляну” целых семь лет назад.

Цирк уехал, животные остались

— А ведь я всю жизнь в городе прожил, и из животных у меня только рыбки в детстве были, — разоткровенничался Виталий Ратнер. — А потом вдруг разочаровался в людях и подумал: почему бы не посвятить жизнь животным? Им-то никто, кроме нас, не поможет.

Так 10 лет назад и зародилась идея открытия питомника. Сначала предприниматель купил загородный дом с лесом, обзавелся домашней птицей и парочкой коз. А потом пошло-поехало: кто овечку породистую подарит, кто петушка экзотического. Сейчас Ратнеру предлагают птиц и зверей со всех уголков России и не только. Впрочем, не все животные попадают сюда с ферм и из зоопарков. Есть и такие, которых спасают от неминуемой смерти. Подходим к одному из вольеров на лесной опушке: завидев гостей, к ограде подбегает пушистая енотовидная собака.

— Недавно приезжал в окрестности цирк, — поведал Виталий судьбу постояльца, угощая его кусочком хлеба. — Поразвлекали зрителей и уехали. А енота бросили. Видимо, не оправдал ожиданий.

Через пару дней несчастного скитальца обнаружили местные жители и, узнав в нем артиста, недавно выделывавшего незамысловатые трюки на сцене, забили тревогу. Оставить четвероногого артиста умирать в незнакомой стороне Ратнер не смог и поселил его в питомнике. Сейчас зверек, который почему-то остался безымянным, успешно прошел карантин и влился в дружную звериную семью.

По соседству с енотовидной собакой — вольеры с двумя сородичами-енотами: Дашкой и Пашкой. Почему их бросили хозяева — неизвестно. Эти шустрые животные своими ловкими лапками могут открыть практически любой замок! Чтобы они не расплодились, их расселили по соседним комнатам. Но парочка не скучает, знают ведь: возлюбленный рядом, за стенкой.

Другие спасенные души — роскошные лисички-сестрички — прибыли сюда с… выставки. Представители самых крупных российских ферм и птицефабрик съезжаются на это мероприятие, чтобы похвастаться своими достижениями и питомцами. Правда, участь нераспроданных животных печальна: обычно их просто убивают. Хозяева считают, что везти “залежалый товар” обратно опасно, так как бывшие любимцы могут привезти “на себе” заразу. После прошлогодней выставки в одном из помещений остались два лисенка: огненно-рыжий и белоснежный. Никто не позарился на симпатичных зверят, и они обреченно ждали своей участи.
— Я их как увидел, аж сердце дрогнуло, — делится Виталий Эммануилович. — Ну как можно такую красоту убивать?

Домой Ратнер вернулся уже с пополнением. Лисятам даже не пришлось придумывать клички, с первой минуты знакомства рыжий стал Рыжиком, а белый — Снежком.

А верблюда по кличке Цезарь в питомник передал Пензенский зоопарк. Пару лет назад сотрудники зверинца признали, что средств на содержание императорского тезки не хватает, и продали горбатого питомца Ратнеру. Оттуда же буквально месяц назад прибыл маленький як Кирюша. Копытный зверь с грустными глазами пока что проходит карантин во внутреннем вольере, но уличное жилье для него уже готово, и новоселье будет совсем скоро.

Усы, лапы и хвост — вот наши документы

Недавно питомник Ратнера выиграл грант Московского департамента природопользования и охраны окружающей среды на передержку и реабилитацию попавших в беду зверей. Так что теперь на территории домашнего зоопарка находят временный приют и животные, оставшиеся “без прописки”. Лесной олень, грач со сломанным крылом, хищные птицы, незаконно ввезенные в страну.

…В одном из загонов раскинулся настоящий черепаховый остров. Более 150 тортилл — все, что удалось отнять у контрабандистов, пытающихся провезти через таможню живой товар для продажи на птичьем рынке. Мало того что черепашки были без необходимых документов, большинство оказались серьезно больны.

— Мы глаз с них не спускали, когда нам их привезли, — с печалью в голосе рассказал Владимир Викторович, — но, к сожалению, многие из них погибли.

У выживших черепах самое разнообразное меню: морковь, капуста, салат. Да и сами они настолько привыкли к новым хозяевам, что, завидев кормильцев с обедом, радостно выползают навстречу.

Приходится выхаживать животных и посерьезнее. Именно сюда недавно доставили медведя, который сбежал от хозяйки и отправился на прогулку по подмосковному Одинцову. Топтыгина, испытавшего сильнейший стресс, сразу же посадили в крепкую клетку, но косолапый до сих пор не может успокоиться.

— Мишка столько всего перенес, что даже сейчас кидается на любого, кто подойдет к его клетке, — рассказывает Виталий. — Мы боимся ставить ему еду, до такой степени он нервный. Да еще встал вопрос о том, что, возможно, придется вернуть его хозяйке, той, от которой он сбежал. Тогда уж я не ручаюсь за последствия.

О том, чтобы отпустить мишку обратно в природу, не может быть и речи. Звери, привыкшие к тому, что за ними ухаживают, уже никогда не смогут самостоятельно добывать себе пищу. Выпустить их в лес — все равно что подписать смертный приговор. Поэтому если есть возможность выходить птицу в условиях, приближенных к природным, спасатели животных ее сразу используют. Например, однажды в департамент обратилась пенсионерка, которая обнаружила упавшее с дерева гнездо пустельги. В нем беспомощно пищали два птенца. Зоологи поместили всю семью в вольер и позволили родителям самостоятельно выкармливать чад. Потом семейство выпустил на волю сам Юрий Лужков.

Обычно временных обитателей питомника разбирают кружки юных натуралистов, фермы, зоопарки. Некоторые настолько очаровывают сотрудников, что остаются тут навсегда.

Крупные дикие животные, нуждающиеся в реабилитации, живут на другой территории питомника, в окрестностях Сергиева Посада.

— Все-таки здесь густонаселенный пункт, — объясняет Ратнер. — С соседством с енотами и птицами наши соседи как-то смирились, даже на экскурсию время о времени приходят. Но действительно опасных зверей, которые не привыкли жить рядом с человеком, лучше держать подальше от людей.

Еще один временный постоялец “дачного зоопарка”, доставленный по просьбе департамента, — лесной олень, около месяца назад устроивший шоу на Варшавском шоссе. Изящное животное из Битцевского леса выгнали бродячие псы. Более недели раненый олень слонялся по улицам Первопрестольной, пока не был пойман спасателями. Сейчас раны уже зажили, и спасатели решают судьбу беглеца.

Последнее приобретение — целая партия хищных птиц, незаконно содержащихся на территории одной из столичных типографий. Сотрудники предприятий купить-то птиц купили, а вот о документах на них не задумались. Пришлось переселить пернатых поближе к природе. Четырех орлов-могильников, двух неясытей, степного орла, филина и полярную сову поместили в отдельные апартаменты по соседству с другими хищными собратьями.

Что отличает питомник в Яхроме от любого зоопарка — здесь звери с радостью идут на контакт с людьми. Белоголовые сипы, завидев гостей, подлетают к решетке, чтобы услышать от хозяина ласковое слово. Еноты с лисами вылизывают протянутые руки, а при виде угощения начинают вертеться, будто непоседливые щенки. И живут эти хищники уж точно не по законам джунглей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру