Воскресение Страдивари

Юрий Башмет и “Солисты Москвы” выиграли целое состояние

11 мая 2008 в 16:46, просмотров: 336

10-го случилось невозможное: будто сместились эпохи — Юрий Башмет со своими “Солистами…” играл Баха, Моцарта, Телемана и Брамса на инструментах итальянских мастеров (в т.ч. Антонио Страдивари) из собрания Государственной коллекции уникальных инструментов России.

“Всем, конечно, интересно, — шутил перед антрактом Юрий Абрамович, — вот мы сейчас уйдем со сцены пить кофе, а где в этот момент окажутся инструменты?” Зал понимающе грохнул. “Ну, я надеюсь, — продолжил маэстро, — их отнесут в какую-то тайную комнатку…” Шутки шутками, а сводки (с “Сотбис” и “Кристис”) сводками: легко так за 2 или 3 миллиона долларов уходят нынче скрипочки Страдивари. В нашей Госколлекции — таковых 13; 9 из них были выданы (с соизволения Минкульта — Роскультуры) башметовским музыкантам; и плюс еще альты, виолончели, контрабас — все тогдашнее, все бесценное.

— Подобного концерта не было не только в России, но и нигде в мире! — убежден один из организаторов действа.
А Юрий Абрамович продолжал блистать остроумием на сцене: поистине это был один из самых “разговорчивых” концертов — Башмет попеременно играл на четырех разных альтах, а потом с легкой грустью сообщал публике, сколь ревнив его собственный альт.

— Взять инструмент и вот сразу на нем заиграть — это авантюризм, немножечко цирк. Чтоб “породниться” с альтом или скрипкой, не меньше года нужно, а что сделаешь за три дня… Но мы попробуем. Вот перед вами мой собственный альт, тоже старинный. Сначала он не звучал, хотя, понятное дело, был лучше любого фабричного. И где-то только через 1,5 года мы друг друга признали, а потом уж и поженились. Он меня жутко ревнует ко всем прочим альтам, обижается, начинает хрипеть-сипеть, подножки ставит!

Как позже выяснил Башмет, играя в доме Моцарта в Зальцбурге, моцартовский инструмент — родной брат его собственного альта, тот же мастер сделал с разницей в три года.

— А что такое три года? — говорит маэстро. — Возможно, и Моцарт его в руках держал. Но почему-то не купил — может, не понравился или денег не было.

…Вот он кладет свой альт рядом на стульчик, и — уже за дирижера — уносит “Солистов...” на блестящий Бранденбургский концерт: “Не думаю, что многие услышат и поймут эту разницу (в игре на “обычных” и на “уникальных”), но дело это — то, что нам дали право играть на таких инструментах, — дело это великое!”

Кто его знает — может, и воплотится идея Башмета поехать с такими инструментами в турне. К каждой скрипке — по телохранителю да по страховой компании, но дело того стоит: “Это все равно что каждому музыканту выдать “Порш” вместо “Жигулей”, просто россыпи золотые идут в зал!” Публика ловила эти россыпи, открыв рты, подобного слухового опыта ни у кого еще не было:

— Внукам своим рассказывать будете! — заключил Юрий Абрамович.



Партнеры