Высокая правительственная нон грата

Юрий Лужков — “МК”: “Чего мне их бояться?”

Вояж в Севастополь на празднование 225-летия Черноморского флота может оказаться последним для Юрия Лужкова. 12 мая служба безопасности Украины запретила столичному градоначальнику въезд на территорию страны в связи с его антиукраинскими заявлениями. В Москве этому решению никто не удивился: в минувшие выходные мэр сознательно пошел на обострение отношений с Украиной, которую он отказывается признавать дружественным России государством.

Напомним, что Юрий Лужков прилетел на празднование юбилея Черноморского флота 10 мая вечером. С украинской стороны градоначальника встречал глава законодательной власти Севастополя (мэр города был против визита и вообще военного парада), а также представители местной службы безопасности, которые вручили московскому гостю официальное предупреждение “о недопустимости совершения действий, которые наносят ущерб национальным интересам Украины и ее территориальной целостности”. В этом же послании мэру напоминали, что в случае несоблюдения этих требований он может быть объявлен СБУ персоной нон грата.

Юрий Лужков всем своим видом демонстрировал полную беспечность. На вопрос корреспондента “МК”, не испугали ли его угрозы СБУ, он искренне удивился: “Ты что, смеешься? Чего мне их бояться?” В ходе пребывания в Севастополе Лужков трижды нарушил полученные в аэропорту предписания. Уже с утра, на палубе военного катера, он объявил журналистам, что России пора выходить из Договора о дружбе с Украиной и ставить вопрос о статусе Севастополя в международном суде. После обеда та же тема всплыла на встрече с молодежью в матросском клубе. Столичный градоначальник объявил, что не надо бояться 2017 года, когда Черноморский флот РФ должен покинуть Севастополь. “Еще не факт, что это произойдет”, — подчеркнул он. Лужков рассказал студентам, что в 1954 году, когда Хрущев передавал Крым Украине, он “не удосужился все это нормально оформить, и про Севастополь вообще забыли”.

“Севастополь никогда не принадлежал Украине, он был и остается российским городом особого подчинения”, — заключил мэр, сославшись на серьезное историческое исследование вопроса, которым он лично занимался несколько лет. Наконец, апофеозом стало выступление Лужкова на праздничном концерте в честь юбилея Черноморского флота.

Вскинув руку в традиционном жесте кубинских повстанцев, мэр проскандировал со сцены уже озвученные ранее лозунги, после чего, обнявшись с Кобзоном, спел известную бардовскую песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…” Публика (на площади Нахимова собрались примерно 3 тыс. человек) в ответ скандировала: “Севастополь — Крым — Россия!”

После столь ударного вояжа члены московской делегации не исключали, что их вообще могут не выпустить из Крыма.

Однако оформление на чартерный рейс в Симферополе произошло на удивление быстро. “Служба безопасности испугалась раздувать международный скандал, однако наверняка вышлет нам вслед уведомление, запрещающее Лужкову въезд на территорию страны”, — заявил “МК” один из членов делегации. Так оно и произошло. Поскольку мэр Москвы, хоть и имеет дипломатический паспорт, дипломатом не является, МИД Украины оказался задействован в скандале лишь косвенно. Никакой ноты насчет Лужкова выпущено не было. Вчера внешнеполитическое ведомство Незалежной выступило с заявлением, осуждающим антиукраинские выпады столичного градоначальника. Пресс-секретарь МИДа выразил надежду, что “официальные органы власти Российской Федерации определенным образом опровергнут заявления Лужкова”. На момент подписания номера никакого опровержения не последовало.

Насколько правомерным является решение СБУ о недопущении мэра Москвы на территорию Украины?

Ситуацию “МК” прокомментировал Андрей ЕРМОЛАЕВ, президент Центра социальных исследований “София” (Киев):

— Если служба безопасности располагает документальными фактами посягательства на суверенитет, дискредитации государства и государственных институтов (что можно рассматривать как противозаконную, подрывную деятельность) — для такого решения есть основания. В данном же случае мы видим проблему с доказательствами. Для вынесения подобных решений нужна тщательная консульская работа, которую должен проделать МИД. Чтобы наделять таким негативным статусом представителя другой страны, нужны веские, юридически аргументированные факты и основания.

Дипломатический теннис

Эпопея с персонами нон грата между Украиной и Россией началась еще в 2006 году. Причем затеяли игру с так называемыми “черными списками” на Украине, а Россия уже позже приняла эстафету. В июне 2006-го в Незалежной за антиукраинские высказывания персонами нон грата объявили вице-спикера Госдумы России Владимира Жириновского и депутата Госдумы Константина Затулина. А в июле список невъездных пополнили тележурналист Михаил Леонтьев и политолог Глеб Павловский. Россия в ответ в аэропорту “Пулково” задержала экс-главу совета безопасности Украины, кума Виктора Ющенко Петра Порошенко 3 февраля 2007 года.

Проблема с “черными списками” неоднократно поднималась на уровне президентов Украины и России. Самой результативной беседа на эту тему между украинским главой Виктором Ющенко и экс-Президентом России Владимиром Путиным оказалась на двусторонней встрече в Санкт-Петербурге в июне 2007 года. Аккурат перед этой встречей из столицы Крыма Симферополя депортировали лидера Евразийского союза молодежи Александра Дугина, а из Санкт-Петербурга чуть ли не на следующий день выдворили советника Виктора Ющенко по культурным вопросам Николая Жулинского. Путин с Ющенко тогда договорились создать комиссию, которая изучит вопрос о сокращении списков нон грата, существующих в обоих государствах. С тех пор до прецедента с мэром Москвы Юрием Лужковым все было тихо-спокойно.

Кто из россиян еще значится персонами нон грата в СНГ?

В постсоветских республиках “черные списки” нередко имеют “политическую подоплеку”. Скажем, в Эстонии после Бронзовой ночи в “черные списки” было внесено 2013 человек, большинство из них — россияне, прямо или косвенно высказывавшие недовольство переносом монумента Бронзового солдата. В списки попали активисты движения “Наши”, пикетировавшие эстонское посольство, и члены русских правозащитных организаций.

В Латвии персонами нон грата признаны бизнесмен Борис Березовский, предприниматель Сергей Михайлов (Михась), политики Виктор Алкснис и Дмитрий Рогозин. Первые двое — за чересчур активную бизнес-деятельность, последние — за пророссийские высказывания.

В Литве чуть было не стал персоной нон грата певец Иосиф Кобзон, чей юбилейный тур случайно совпал с датой, которую литовцы считают “днем аннексии”.

В Азербайджане в “черный список” также попали артисты, которые выступили с концертом в Нагорном Карабахе. Среди невъездных оказались Надежда Бабкина, Катя Лель, Валентина Легкоступова, Александр Песков, Ирина Отиева и группа “Чай вдвоем”.

Самый внушительный “черный список” у Белоруссии. Батька включил в него около 40 тысяч иностранных граждан. Правда, россияне в нем официально не значатся. Однако в 2002 году сразу по прилете из страны были депортированы лидеры СПС Борис Немцов и Ирина Хакамада.

А самым популярным “нонгратовцем” можно признать Владимира Жириновского. Его не желали впускать на Украину, в Казахстан и в Азербайджан.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру