Малый бизнес выбился в фавориты

Банки слабо используют новые каналы продвижения услуг

12 мая 2008 в 16:03, просмотров: 413

В минувшем году темпы роста портфеля кредитов малому бизнесу обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Несмотря на некоторое удорожание займов, банкиры дружно называют сектор кредитования малых предприятий фаворитом этого сезона.

Мал, да удал

Согласно данным исследования “Эксперт РА”, в минувшем году портфель кредитов малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились на 62%, достигнув $54,1 млрд., обогнав по темпам роста портфель кредитов физических лиц (+57%) и портфель корпоративных кредитов (+49%). При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему отнесены предприятия с объемом выручки до $5 млн. в год) выросли почти вдвое — до $21 млрд.

Федеральные банки нарастили филиальные сети и столкнулись с системным ограничением, требующим дальнейшего расширения географического покрытия и создания новых привлекательных кредитных продуктов. По словам Олега Иванова, вице-президента Ассоциации региональных банков, сегодня одной из важных тем является “шаговая доступность” кредитования МСБ. Пока банки слабо используют новые каналы продвижения услуг: проведение трансакций через мобильных операторов, через почтовые отделения. Хотя, например, на Филиппинах подавляющее большинство малых предприятий получает через операторов мобильной связи. Сегодня у Почты России работают более 40 тыс. отделений по всей стране, и только 20 банков принимают кредитные платежи и 1 банк выдает кредиты через почтовые отделения.

“Несмотря на то что по темпам роста кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему находится среди лидеров, темпы роста могли бы быть гораздо выше, — считает руководитель направления банковских рейтингов рейтингового агентства “Эксперт РА” Ирина Велиева. — С точки зрения уровня маржи сегмент остается для банков достаточно привлекательным, да и эффект “низкой базы” продолжает сохраняться. Однако основной причиной замедленного роста продолжает оставаться недостаток активной государственной политики. При условии активной стратегии государства к 2010 г. портфель кредитов малому и среднему бизнесу может составить порядка $280 млрд., в противном случае — лишь $168 млрд.”.

Помимо отсутствия поддержки со стороны государства среди факторов, ограничивающих кредитование МСБ, Михаил Воронько, начальник управления ОАО “Уралсиб”, также называет низкий уровень развития сектора МБ, рост числа предприятий в основном за счет ИП, объективное отсутствие возможностей банков по финансированию start-up, доля которых сегодня в РФ очень высока. “В секторе “start-up” должна быть синергия банков и государства, — добавляет Надия Черкасова, управляющий директор по развитию МСБ банка “Траст”. — Самостоятельно банкам тяжело нести риски, связанные с подобными проектами”.

Субъективный фактор

Помимо объективных трудностей (низкая степень легализации и непрозрачность бизнеса, отсутствие достаточного обеспечения) существуют и субъективные. Удивительно, но факт: российские малые предприятия, испытывая постоянный дефицит средств на развитие и ведение бизнеса, используют едва ли наполовину те возможности, которые предоставляет им сегодня рынок финансовых услуг. Кроме того, по словам президента Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, препятствием является невысокая финансовая грамотность владельцев малых предприятий, вследствие чего они не всегда могут четко сформулировать свои потребности в финансировании и выбрать адекватное им предложение. Например, нередко предприниматель, придя, например, в банк, не только не знает, что его ждет, и не понимает, чем мотивировано то или иное условие или решение кредитора, но даже не представляет толком, сколько денег и на какой срок ему нужно.

Последние тенденции

Одной из значимых тенденций последнего времени стал рост ставок в сегменте МСБ. Этот процесс связан в первую очередь с общей нестабильностью на финансовых рынках. В результате привлечение необходимых ресурсов обходится российским банкам все дороже. “Но увеличение ставок вряд ли окажет значительное негативное влияние на развитие сегмента МСБ, — считает заместитель председателя правления банка “Стройкредит” Сергей Рыбин. — Ведь на сегодняшний день, по сути, единственной альтернативой банковскому финансированию для небольших и средних компаний является так называемый “черный рынок”, где процентная ставка в среднем составляет от 4% до 6% в месяц. Полноценный банковский продукт даже с учетом незначительного роста ставок обходится значительно дешевле”.

На фоне нарастающей конкуренции банки постепенно упрощают процедуру получения кредита, снижают количество документов, которые должен предоставить потенциальный заемщик. Так, ряд игроков за последние шесть месяцев увеличил максимальный размер кредита, который предприятие МСБ может получить вообще без предоставления обеспечения. Другой важной тенденцией является постепенное расширение линейки продуктов, предлагаемых предприятиям МСБ.

 Менее строгими становятся и требования к залогу. В качестве залога банки принимают квартиры или жилые дома с земельным участком. Залогодателем может выступить как учредитель или генеральный директор компании, так и третье лицо.

“Дальнейший рост кредитования малого и среднего бизнеса неизбежен, — считает начальник кредитного управления Росавтобанка Анна Анохина. — Это связано и с ростом потребностей самих потенциальных заемщиков, и с легализацией малого бизнеса, и с развитием региональной сети банков, и высокой доходностью кредитов, и развитием конкуренции в банковском секторе”.

Рэнкинг банков по объемам портфелей кредитов МСБ в 2007 г.

(Портфель  на 01.01.08,         млрд. руб.)

1.    Сбербанк     436,0

2.    ВТБ 24    45,1

3.    Возрождение    35,2

4.    КМБ-Банк    33,6

5.    Уралсиб    13,9

6.    УРСА Банк    8,9

7.    Локо-Банк    8,7

8.    МДМ-Банк    8,0

9.    Промсвязьбанк    7,9

10.    Росбанк    7,7

По данным “Эксперт РА”.



Партнеры