У Шлегеля нашли Ахиллесову пяту

Поправка в Закон о СМИ противоречит Конституции

Вчера члены Общественной палаты собрались, чтобы определиться с экспертным заключением на “поправку Шлегеля” в Закон о СМИ — принятая Госдумой в первом чтении, она позволяет приостановить выпуск любого средства массовой информации “без суда и следствия”. Если чиновники сочтут, что опубликованы “заведомо ложные сведения”... Заключение ОП показало, что поправка, внесенная депутатом-активистом “Наших”, не соответствует Конституции.

Адвокат Павел Астахов, проанализировав скандальный законопроект, пришел к выводу, что он противоречит 10-й статье Европейской конвенции по правам человека (свобода массовой информации абсолютна и не может быть ограничена). А в соответствии с 15-й статьей Конституции России этот международный документ имеет абсолютный приоритет перед национальным правом.

Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов нашел еще одно грубое противоречие основному документу страны. Если предложенный законопроект заработает, то любой чиновник надзорного органа будет вправе инициировать закрытие СМИ. Разумеется, руководство этого издания или телеканала вправе обжаловать это решение в суде, но тогда оно должно доказывать, что ни в чем не виновато. А это противоречит 49-й статье Конституции, которая гарантирует презумпцию невиновности.

Ирина Плещева стала единственным высказавшимся в защиту поправки членом Комиссии ОП по коммуникациям, информполитике и свободе слова. С одной стороны — конечно, она, как и Шлегель, является активисткой движения “Наши”. Но с другой — госпожа Плещева связывает свое будущее с журналистикой и теоретически вполне может попасть под пресс этого закона...

Ее аргументы заключались в том, что в России не доверяют СМИ и все тенденции ведут к дальнейшему уменьшению числа тех, кто верит журналистам. Еще одним аргументом-иллюстрацией, по ее мнению, стала ситуация с арестованным мэром Тамбова, о котором из-за публикаций в прессе уже сложилось определенное мнение, хотя решение суда по делу еще не вынесено.

Председатель комиссии Павел Гусев обратил внимание г-жи Плещевой на то, что СМИ всего-навсего осветили арест тамбовского мэра и наказывать журналистов за то, что они обнародуют такую информацию, по меньшей мере бессмысленно: “Есть арест — есть факт. И комментировать его журналисты могут так, как считают нужным”.

Николай Сванидзе поставил в обсуждении логическую точку: “Это — еще один этап понижения авторитета журналистики, понижения уровня общественной свободы, а значит, и гражданского общества в целом. Отношение к себе внутри журналистского цеха очень низко. Такие вредные и избыточные предложения еще раз подвергают журналиста в широком смысле подозрению, что он плохой профессионал. А его и так все в этом подозревают, и он сам себя в этом подозревает. Это опасный закон, и его принятие вредно”.

Стоит упомянуть о том, что законопроект вызвал удивление не только у членов комиссии по СМИ. Многие известные представители партии “Единая Россия” выступили с критикой инициативы Шлегеля. Среди них — главный редактор журнала “Эксперт” Валерий Фадеев.

Отрицательное заключение Общественной палаты по поводу “поправки Шлегеля” уже вчера получило официальное звучание. Председатель комиссии Павел Гусев заявил, что члены палаты предпримут все усилия для того, чтобы в Государственную думу заключение попало до конца этой недели. И действительно, судя по тому, как экстренно скандальный проект был принят в первом чтении, с экспертными протестами лучше не тянуть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру