Вливания Без Влияния

Минэкономразвития предлагает государству регулировать, а не мешать малому бизнесу

По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в России действует 1 миллион 133 тысячи небольших предприятий. В год в стране регистрируется около 50 тысяч мини-компаний. Но, вероятно, никто не будет спорить, что эти цифры “живые”. За их динамикой порой не успевают следить ни чиновники, ни объединения самих же предпринимателей. “Маленькие” растут как грибы и так же стремительно исчезают под “ножом” конкуренции или того же государства. Для укрепления опоры экономики — а именно так принято называть малый и средний бизнес — экспертами Минэкономразвития был разработан новый комплексный план развития.

Интересно, что с тех самых времен, когда предпринимательство перестало быть уголовно наказуемым (с 1987 года в СССР формально заработал закон “Об индивидуальной трудовой деятельности”, столичный закон о свободе торговли — с 1992-го), проблемы “маленьких” не изменились. Поменялись лишь масштабы “бедствия”. Трудности по-прежнему начинаются на этапе регистрации предприятия и продолжаются вместе с поиском денежных средств на дальнейшее развитие своего дела. При этом власти никак не могут решить, что же делать с налогами для малого бизнеса, зато четко знают, как за них спросить. Со всевозможными проверками “маленьких” ситуация и вовсе доходит до абсурда — контролеры всех мастей, как и в 90-е годы, штурмуют “баррикады” предпринимателей, когда сами считают это нужным.

— Важнейшим прорывом в развитии конкуренции и предпринимательства, мы считаем, станет реализация разработанного министерством нового комплексного плана развития малого бизнеса, — заявила, выступая на недавнем заседании правительства, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. “Речь идет “О плане мероприятий по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год для Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации”, — пояснила министр. По словам главы Минэкономразвития, ее ведомство уже сейчас готово не только что-то предложить, но и просчитать “стоимость основных мероприятий и их макроэкономический эффект”.

При этом специалисты Минэкономразвития разработали свой собственный рейтинг препятствий для развития бизнеса. По их мнению, начать смело можно с доступа к земле и инфраструктуре (о сложных перипетиях в “земельных отношениях” можно писать целые книги). На втором месте — как и положено — дороги и необеспеченность энергоресурсами (это они не о цене на них, а о банальном отсутствии в некоторых регионах). “Бронза” у нехватки квалифицированных кадров (ни для кого не секрет, что, как и в 90-е, бизнесом порой идут заниматься отнюдь не специально обученные этому делу люди). Замыкают “хит-парад” “любимые” всеми предпринимателями бюрократические препоны. Кстати, рецепт для последней беды Эльвира Набиуллина выписала сразу и безоговорочно: “Нужно отменить целый ряд искусственных препятствий и механизмов контроля, а остающимся придать абсолютно прозрачный и предсказуемый характер”. Вероятно, не один предприниматель, читавший доклад министра, тут же поблагодарил ее за это.

С остальным — сложнее. Во-первых, Минэкономразвития занимается разработкой новых нормативно-правовых актов и поправок в уже существующие законы. А это явно потребует времени. Во-вторых, отныне будут вестись постоянные мониторинги торговли и потребительского поведения малых и средних предприятий, инновационной активности в экономике (последний — вместе с Минобрнауки России).

Однако пока идут бумажная работа и различного рода исследования, министерство предлагает заняться совершенствованием налогообложения бизнесменов. К примеру, унифицировать и установить ставку НДС на уровне 12—13% с одновременным повышением размеров ставок акцизов. А также увеличить в 1,5 раза суммы затрат на НИОКР учитываемых при исчислении налога на прибыль, в случае если НИОКР привели к положительному результату. Плюс МЭР??? при взимании того же налога на прибыль советует чиновникам обратить внимание на затраты предприятия на высшее и профессиональное образование сотрудников и освобождать эти затраты от ЕСН и НДФЛ (от них же должно освобождаться и софинансирование уплаты процентов по ипотечным кредитам сотрудников). А в целом, как подчеркнула Эльвира Набиуллина, усилия Минэкономразвития будут также направлены и на то, чтобы круг субъектов предпринимательства, которые могут воспользоваться специальными налоговыми режимами, расширился.

Нетрудно догадаться, кому будет отдано предпочтение. Ведь сам “Комплекс” состоит из 50 самостоятельных мероприятий и разделен на два основных раздела: “общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности малых предприятий” и “меры, направленные на обеспечение ускоренного роста малых предприятий, занятых в приоритетных сферах экономической деятельности”. А это, как известно, инновации и производство.

В общем, чем бы ни решили заниматься граждане, на первых порах им не обойтись без помощи государства. И дело тут не только в федеральных законах. По мнению Набиуллиной, необходимо стимулировать муниципальные и региональные власти на то, чтобы они целевым образом выделяли земельные участки под строительство помещений эконом-класса для малых предприятий, бизнес-инкубаторов и технопарков. Впрочем, для этого нужно как минимум обеспечить подключение к электро- и газовым сетям и т.д. А в этом случае, по словам министра, не обойтись без “внедрения принципов публичности деятельности субъектов естественных и локальных монополий”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру