Работа Над Ошибками

Как начинающим бизнесменам избежать типичных промахов

18 мая 2008 в 16:19, просмотров: 263

“МБ” начинает новый проект. В каждом номере теперь будут публиковаться 10 основных ошибок начинающих предпринимателей, увиденных представителями бизнеса, власти и журналистики. Всего, как известно, не предусмотришь, но соломку подстелить можно. Мы ждем ваших историй, а в первом выпуске мы решили сравнить типичные ошибки начинающих бизнесменов в США (их обозначил Стив ПАВЛИНА, основатель и исполнительный директор Dexterity Software, а также разработчик ПО, популярный американский писатель, автор книг по саморазвитию) и России (о них рассказал Андрей ПРОНИН, директор одной из отечественных рекламных компаний).

Американские советы:

1. Продажи не тем людям. Хотя продажи важны для бизнеса, не стоит предлагать продукт первому встречному. Это бесполезная трата времени — пытаться продавать что-либо человеку, которому просто не нужно то, что вы предлагаете.
Не сотрудничайте со случайными людьми просто потому, что считаете, что от вас ожидают сотрудничества. Научитесь говорить “нет” слабым предложениям, и у вас появится возможность сказать “да” тем, которые вас озолотят.

2. Слишком большие траты. Не тратьте ваш стартовый капитал, пока это не станет абсолютно необходимым. Ваш бизнес должен наполнять ваш кошелек деньгами, и поэтому прежде, чем вы вложите в него средства, убедитесь, что точно знаете, как их получить обратно. Начало ряда бизнес-проектов, бесспорно, требует много денег, но в эпоху Интернета вы можете легко запустить высокодоходный бизнес на ту мелочь, которая завалялась в вашем кармане.

3. Слишком маленькие деньги. Чрезмерная скупость — это тоже ошибка. Не позволяйте бережливости снизить эффективность вашего бизнеса. Воспользуйтесь помощью квалифицированных подрядчиков, если они могут сделать некоторые вещи намного лучше, чем вы. Покупайте качественное оборудование, но только если оно оправдает ваши вложения. Не стоит тратить деньги на модную мебель, она должна быть функциональной. Мудрость, которая позволит вам определить, скупы вы или слишком расточительны, придет к вам со временем, и если вы только начинаете — прислушайтесь к мнению другого человека.

4. Чужая маска. Многие бизнес-проекты, управляемые одним человеком, позиционируют себя как “мы”. Так поступают многие начинающие предприниматели, хотя в этом нет необходимости. В наше время нет ничего плохого в том, что ваш бизнес — бизнес одного человека. Мой бизнес компьютерных игр — “мы” на протяжении многих лет, но мой проект по саморазвитию — “я”. Это нормально — называть свой бизнес “я”, когда вы единственный человек, кто в нем работает. Обещания от “мы” зачастую немногого стоят.

5. Уверенность в том, что подписанный контракт будет выполнен. Подписанный контракт — это всего лишь лист бумаги. За контрактом всегда стоят отношения. И если отношения портятся, то контракт вас не спасет. Цель контракта — четко обозначить права и обязанности сторон. Но отношения, а не бумага в конечном итоге подкрепляют эти обязательства. Как только вы погрязли в бумагах — ваша сделка в опасности. Не делайте ошибку, считая контракт сделкой. Контракт — всего лишь тень сделки. Настоящая сделка — это отношения.

6. Недостаточное внимание — интуиции. Интуиция важна в бизнесе, как и везде. Вы будете очень удивлены, если узнаете, какому количеству сделок гигантских корпораций дается зеленый или красный свет в зависимости от ощущений генерального директора. Если вы базируете свои сделки на жесткой логике и игнорируете интуицию, то с большой вероятностью вы попадете в беду. Интуиция — наиважнейшая деталь процесса принятия решения в бизнесе. А так как сделки зависят еще и от отношений, то вам нужно чувствовать людей, с которыми вы планируете совершить сделку. Если ваши ощущения негативны — уходите.

7. Слишком формальный подход. Иногда определенная степень формализма, конечно, уместна, но в большинстве ситуаций слишком формальный подход только мешает. Бизнес будет намного лучше, когда между партнерами существуют нормальные дружеские отношения. Я также считаю, что формализм ошибочен, даже когда вы только ищете нового бизнес-партнера. Люди не хотят делать бизнес с безликими корпорациями. Расценивайте свои бизнес-отношения как дружеские (или потенциально дружеские). Формализм возводит стены, а стены не благоприятствуют развитию партнерских отношений.

8. Индивидуальные черты — в жертву бизнесу. Быть самим собой и заряжать своим уникальным духом свой бизнес — это здорово, особенно если вы тинейджер или вам 20 с хвостиком. Не бойтесь быть похожим на Стива Джобса и непохожим на Стива Балмера. Не пытайтесь быть тем, кем вы не являетесь. В конце концов ваша работа понравится вам намного больше, если вы будете привлекать партнеров, которые хотят работать именно с вами. Отправляйте людей, которые хотят работать с роботами, к своим конкурентам. Они найдут общий язык друг с другом.

9. Нет концентрации на создании ценного продукта. Очень легко попасть в ловушку и решить, что целью бизнеса являются деньги. На самом деле основная цель бизнеса — создание ценного продукта. Чем лучше вы поймете, какую ценность вы хотите придать вашему продукту, тем лучше вы сможете сконцентрироваться. Миру не нужны постоянно увеличивающиеся объемы продаж. Миру нужны истинно ценные продукты, и именно на это стоит направить усилия.

10. Отказ от оптимизации. Хотя создание ценного продукта очень важно для долгосрочного бизнеса, но наивно полагать, что достаточно просто сфокусироваться на этом, а все остальное придет само. Выделите отдельный бизнес-процесс и оптимизируйте его время от времени.

Бонусный совет: возьми судьбу в свои руки.

Построение успешного бизнеса требует значительных усилий, но и в то же время дает прекрасный личный опыт. Ведь другого способа самому управлять своей судьбой просто нет.

Российские советы:

1. Не суйся в воду, не зная броду. Организуйте только тот вид бизнеса, в котором что-то действительно понимаете. Ни в коем случае не становитесь партнером в том бизнесе, о котором знаете только понаслышке. Ведь вам придется опираться прежде всего на личный опыт, на свои знания и чутье. Если знаний и опыта нет, значит, эта ниша не ваша.

2. Психологический настрой. Прежде чем принимать эпохальное решение об открытии своего предприятия, закройте глаза. Каким вы видите свое бизнес-будущее? Мерещатся лимузины, шикарные отели, берег океана, квартира в Париже и костюмы от Бриони? Это ваша первая и самая стратегическая ошибка. Нужно настраивать себя на то, что рабочий день теперь станет 24-часовым, что придется забыть об отпусках и выходных. И самое главное — деньги. Их на первых порах не будет хватать не то что на “Мерседес”, но и на новые сапоги для жены. Первое время, а оно может продолжаться и два, и даже три года, придется только вкалывать и только тратить. Все дивиденды пойдут на поддержание дела, на создание запаса прочности вашего бизнеса. В последующем, конечно, “лишняя копейка” появится, но до этого момента нужно выстоять, крепко стиснув зубы.

3. Адекватное составление сметы. Обязательно просчитайте, на сколько месяцев вам хватит собственных средств для вложения во вновь организуемое дело. Если у вас есть деньги только на одну закупку товара, на 2—3 месяца аренды, на выпуск только одной партии продукции, то тогда лучше и не начинать. Такие накопления закончатся мгновенно, а на последующее поддержание предприятия, на его раскрутку и на возврат первых вложений уже ничего не останется. При этом заранее рассчитывайте только на себя и только на свой карман. Оптимальный вариант такой, когда собственного кошелька, счета в банке и семейных накоплений в сумме хватает на годовое существование новой фирмы.

4. Реалистичный взгляд на место или нишу нового бизнеса. Если у мужа до вас уже было три жены и все три уходили от него по собственному желанию, не стоит рассчитывать и думать, что именно при вас он остепенится, начнет прилично зарабатывать и бросит пить. Так же и в бизнесе: внимательно изучите историю того места, которое собираетесь арендовать или проанализируйте ту нишу на рынке, которую собираетесь занять со своими услугами или продукцией. Если до вас с этого места уже съехали 5 арендаторов, не выстояли 6 консалтинговых фирм и не раскрутилось 3 фабрики, вряд ли вам выпадет шанс стать удачливее предшественников.

5. Выбор партнера и правильное оформление отношений с ним. Детективы и сериалы по ТВ так и пестрят сюжетами о том, как один партнер “замочил” другого. Поэтому, если дело начинается двумя или тремя партнерами, сразу же правильно зафиксируйте все свои первоначальные вложения, последующие варианты ухода из бизнеса, деления прибыли и непосредственного руководства компанией. Тут не стоит мяться и разыгрывать из себя друзей и интеллигентов. Продумайте все, даже болезнь и смерть каждого из вас.

6. Сотрудники. Главное правило: никаких родственников, знакомых и детей друзей! Только персонал, пришедший по конкурсу. При этом нельзя слишком баловать своих работников, но и держать их в черном теле тоже неправильно. Низкие заработки озлобляют людей, подталкивают на обман фирмы и воровство. Особенно нельзя экономить на материально ответственных лицах и бухгалтерии. Ошибка главного бухгалтера сравни ошибке минера. Несколько неправильно составленных отчетов и неуплаченных налогов — и фирме грозит как минимум арест счета и имущества, а как максимум — полное банкротство.

7. Забудьте о лаврах и никому не отдавайте бразды правления.  Никогда не доверяйте управление своей фирмой замам или наемным директорам. Тот день, когда вы подпишете генеральную доверенность на ведение дел коммерческому директору, станет началом конца вашего предприятия. Все ключевые и второстепенные решения принимаете только вы, все расходные документы также подписываете только вы, мимо вас не должен пройти ни один договор и ни один приходный или расходный ордер.

8. Мы делим апельсины. Сразу же наладьте дружеские отношения с органами власти. Помните: “Нужно делиться!” Жадные только проигрывают, их очень быстро “сжирают”.

9. Ничто не вечно. Начнешь строить планы — и рассмешишь Бога. Это полностью соответствует экономической обстановке в нашей стране. Нельзя строить одновариантные долгосрочные планы. Нужно видеть перспективу, причем под разными углами, и для каждого изменения курса правительства и даже ситуации на мировом рынке просчитывать собственный вариант решения.

10. Антиплательщик. Малый бизнес, как правило, обусловлен серьезным оборотом наличных средств. И тогда у бизнесмена появляется соблазн не платить налоги. Вот они, денежки, в моей кассе, в моем бумажнике. Зачем их нести в банк, а потом платить с них налоги? Такой подход — тупик. Сколько веревочке ни виться, все равно придет конец расплаты. Встречные проверки фискалов рано или поздно выведут на такого антиналогоплательщика.

Бонусный совет: мы все там будем.

Как бы вы ни хотели, но от участия в малом бизнесе нам не отвертеться. Программа президента — это более 60% населения, занятого именно в малом и среднем бизнесе к 2020 году.

Графика Ивана Скрипалева

 



Партнеры