Три возраста детской любви

Как быть, если ребенка настигла любовная страсть?

22 мая 2008 в 15:47, просмотров: 755

Так уж устроены родители, что собственные дети им кажутся всегда маленькими. И поэтому фразы “Кажется, Катя интересуется мальчиками” или “Вася влюбился” обычно произносятся с трагическими интонациями, даже если Катя и Вася уже давно вступили в пору половой зрелости.

Родителям следует знать: дети начинают интересоваться вопросами пола едва ли не с младенчества. Конечно, у каждого возраста — свои особенности.

УРОК 1: ДЕТСТВО

Томным весенним вечером, вернувшись из детсада, четырехлетняя Маша огорошила своих родителей вестью: она выходит замуж за Петю! На вопрос растерянных родителей: не рановато ли? — Машенька ответила: “Пора! У нас уже был СЕКС!” Папа схватился за сердце, мама побежала за валидолом… А Маша с любопытством наблюдала за всеобщей паникой.

Когда родители пришли в себя и допросили чадо, выяснилось: все не так уж запущенно! Просто Петя — единственный, кто не обижает Машу во время игры в песочнице и даже защищает от других мальчишек. А на тихом часе Петя предложил Маше жить и спать вместе — чтобы у обидчиков и вовсе не осталось никаких шансов. А что еще мог предложить своей даме мальчик Петя — ведь в сериале, который исправно смотрит нянечка, герой сказал именно так: “Давай поженимся и будем всегда вместе, и тогда, клянусь, ни один мерзавец больше не прикоснется к тебе!” После чего героиня пала в объятия героя… На этом месте, правда, нянечка прогнала Петю: “Дальше будет секс! Иди спать!” Петя пошел к Маше и сообщил, что раз они решили пожениться, у них должен быть секс. Но как его надо делать, дети не знали, а потому обнялись и заснули вдвоем в Петиной кроватке.

Узнав “горькую” правду, Машин папа долго хохотал. А мама строго-настрого запретила дочери залезать к Пете в постель. А также вообще с ним водиться — от греха подальше.

Комментирует детский психолог Жанна КАРПЕЧЕНКОВА:

— В детсадовском возрасте дети уже могут испытывать интерес к вопросам пола и физиологии. Пока за этим не стоит ничего, кроме инстинктов и детского любопытства. Но реакция взрослых крайне важна. Заметив у ребенка “исследовательский пыл”, направленный на изучение интимных подробностей тела — своего и сверстников, — не следует фиксировать на этом внимание малыша и тем более ругать. Надо аккуратно провести разъяснительную работу, стараясь не акцентироваться на деталях. В противном случае у ребенка может возникнуть стойкий рефлекс “запретного плода”: все, что нельзя, — особенно заманчиво.

Но в данной конкретной ситуации взрослыми были допущены другие ошибки.

Первая, хрестоматийная: включенный телевизор в детском саду, показывающий совсем не детские программы.

Вторая ошибка: чересчур бурная реакция родителей. Следя за странным поведением взрослых, последовавшим после ее сообщения, девочка убедилась: “секс” — слово, имеющее сильнейшее влияние на состояние взрослых. Ребенок еще не понял, но уже почувствовал: вот она — отличная тема для манипулирования близкими! Такое “открытие” может зафиксироваться, и в будущем мы получим секс-манипулятора: преследуя собственные цели, он будет демонстрировать свои навыки не только маме и папе, но мужьям, женам, коллегам и всем, кто окажется на его жизненном пути.

Третья ошибка: смех. Насмешки могут ранить даже самых маленьких, и гораздо глубже, чем вам кажется. Если вы просто не в силах не расхохотаться над любовной историей 3—4-летних, поясните, что вы смеетесь не НАД ребенком, а, например, потому, что вспомнили смешную сказку на эту тему. И на самом деле расскажите ребенку добрую и красивую сказку о любви, в которой на примере принцев и принцесс доходчиво бы показывалось, что любовь прекрасна, и она непременно придет, только сначала к ней надо подготовиться — вырасти, стать сильным, красивым, здоровым, умным и добрым. Потому что самая прекрасная любовь приходит в гости к самым достойным.

Четвертая ошибка: строгий запрет. Ребенок не поймет, почему ему не разрешают дружить с тем, кто его защищает и любит. Разумен лишь запрет относительно чужой кроватки, но его лучше объяснить требованиями гигиены. А заодно поговорить с воспитателями сада: дети в кроватях друг у друга — это их промах.

УРОК 2: ОТРОЧЕСТВО

На переменке мальчик Никита из 6 “А” признался в любви девочке Лизе из 5 “Б”. Лиза тут же поделилась секретом с подругой Викой. Но уже на следующей перемене девчонки поссорились, и Вика не сочла нужным хранить Лизины тайны. К концу дня о признании Никиты знала вся школа. Мальчик не выдержал насмешек и при всех заявил, что “пошутил, а эта дура поверила!”. Так горе-влюбленный в глазах сверстников себя реабилитировал, и смеяться стали над одной Лизой. Теперь Лиза со слезами требует, чтобы родители перевели ее в другую школу. Папа Лизы непреклонен: “Наплюй! Ты в школу ходишь, чтобы учиться, а не любиться и не дружиться!” Мама проявляет сочувствие, хотя идею поменять школу тоже не поддерживает. Мамино предложение — отомстить Вике, объединившись с Никитой.

Комментирует подростковый психолог Ирина ТОРУБАРОВА:

— Ближе к истине папа. Но просто посоветовать наплевать явно недостаточно. Девочке надо объяснить, что раз мальчик ее полюбил — значит, она привлекательная, интересная… То, что она смогла пробудить любовь, это не смешно и не стыдно, а прекрасно! И смеяться над этим могут только люди непросвещенные и недалекие. Ваша задача — помочь ребенку не чувствовать себя смешным, опозоренным… И тогда он сам сможет адекватно реагировать на насмешки, которые, не вызывая ответной реакции, скоро стихнут сами собой. Разумеется, мстить подружке — идея непедагогичная. Лучше направить энергию мамы в мирное русло — побеседовать с Викой. Чужой девочке надо сказать все то же самое, что и своей. Любовь — это красивое и достойное чувство, а интриги, зависть и сплетни — удел слабых и никчемных.

УРОК 3: ЮНОСТЬ

Первый красавчик курса Миша бросил первокурсницу Катю через месяц встреч. Ничто не предвещало разрыва: накануне они гуляли по городу, а потом занимались любовью у Миши дома. А потом он исчез: на Катины звонки не отвечал, а встретив девушку в институте, едва здоровался. Скоро Катя узнала, что Миша встречается с другой соученицей — Олей. Оля стройнее и выше Кати, приезжает в институт на собственной машине и носит настоящие бриллианты.

Вернувшись с работы раньше положенного, Катина мама застала дочь в наполненной ванне: девушка пыталась перерезать вены кухонным ножом. Маме удалось спасти дочь от суицида, но в другом Катя оставалась непреклонна: она страшная, толстая, нищая и недостойная любви. Мама заливалась соловьем, уверяя дочку, что она красавица и умница, а вот ее Миша — козел и урод. Но Катя только качала головой: “Ты меня успокаиваешь…” Девушка стала отказываться от еды, от общения — и скоро ее состояние перешло в настоящую депрессию, которая привела Катю в кабинет психотерапевта.

Комментирует психолог Денис ТОКАРЬ:

— Маме не следовало настаивать на штампе “Ты святая, он подлец”. Даже самое юное создание почувствует в этом предвзятость. Мама должна объяснить главное: субъективное отношение к тебе партнера не может служить критерием объективной оценки тебя — ни как личности, ни как женщины! И в юности, и в зрелости ваш партнер может в своих поступках руководствоваться самыми разными мотивами — корыстью, страхом. Причиной расставания может быть и банальное непостоянство партнера, его стремление к новым ощущениям. Если вы станете тут же ставить минусы себе, легче сразу отказаться от межполовых отношений. И это не шутка! Только умея любить себя, человек может в полной мере принять и подарить любовь другому. Помните: наши любимые смотрят на нас нашими же глазами. Вы в силах заставить весь мир видеть вас таким, каким вы сами желаете быть. Хорошо, когда понять эту истину нам удается еще в юности. И помогают нам в этом самые близкие люди — наши родители.

ЛЮБОВЬ ЗЛА… А МЫ БУДЕМ ДОБРЕЕ!


Из уроков, преподанных нам в детстве, отрочестве и юности, как из кирпичиков, строится наше дальнейшее отношение к союзу с любимыми. Увы, все народные присказки оправданны: полюбить можно и козла, помидоры частенько увядают, а любовь оказывается морковью… У всех у нас бывают обиды, измены, слезы и ошибки. Это естественно: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А в любви не ошибается только тот, кто никого не любит.



Партнеры