Средние Не Хуже Малых

Российские стандарты статистики по малому бизнесу отличаются от мировых

Малый бизнес почти с самого начала реформ в нынешней России является приоритетом для всех ее правительств и президентов. Общими местами стали утверждения о том, что малый бизнес является основой современного общества, что чем больше людей в него втянуто, тем многочисленней и устойчивей средний класс, что в нем проходят обкатку самые передовые технологии.

В связи с этим, несмотря на неистребимую способность российского чиновника топить любые начинания в бюрократических проволочках, все пореформенные правительства России так или иначе отмечались на ниве вспомоществования малому бизнесу. В частности, предприятия малого бизнеса у нас в стране используют упрощенную систему налогообложения, предусматривающую уплату 6% налога с дохода. Они освобождены от уплаты налога на прибыль, налога с продаж, единого социального налога и налога на имущество организаций. Практически те же налоговые льготы имеют и индивидуальные предприниматели.

Однако считается, что этих мер все еще недостаточно. В России малое и среднее предпринимательство традиционно испытывают на себе тяжелое административное давление. Смягчить его был призван недавний указ президента Дмитрия Медведева “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”. Указ этот, как известно, тоже направлен на облегчение жизни малого и среднего предпринимателя, сокращение количества разнообразных проверок, обоснованных часто только желанием того или иного местного чиновника получить с предпринимателя взятку.

Накануне подписания этого указа Медведев провел совещание по вопросам развития предпринимательства, на котором заявил, что к 2020 году в России “60—70% активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью”.

Планы, как всегда, амбициозные, однако в данном случае имеют место сразу два заблуждения, основанные на распространенных стереотипах.

Почему-то традиционно считается, что Россия отстает по развитию малого бизнеса от большинства стран Европы, Северной Америки и Японии.

Буквально на днях в Интернете мне попалась очередная “красноречивая” диаграмма, на которой показано сравнение России с другими странами по этому показателю. Сравнение на ней явно не в нашу пользу. В России, если верить этим данным, доля малого бизнеса в структуре ВВП всего 17%, в Узбекистане — 45%, в Китае — 60%, в США — 70%, в Японии — 90%.

Сразу скажем, что удельный вес МСП в ВВП России не 17%, а 45%.

Но возможно, мы отстали от мировых стандартов в сфере занятости? Так, в секторе малых и средних предприятий в ФРГ занято 46% работающего населения, во Франции — 56%, в США — 54%, в Японии — 78%.

60—70% населения, участвующего в малом бизнесе, о которых, как о мечте, говорил президент Медведев, вероятно, должны стать нам путеводной звездой, воплощая приближение к европейско-американскому идеалу.

Хотя тут, конечно, речь вряд ли может идти о том, что 70% населения станут предпринимателями. Ведь зарубежная (да и отечественная, если разобраться) статистика подразумевает за этими цифрами не только хозяев МСП, но и их наемных работников. Но если рассматривать развитие этого сектора под таким углом, выяснится, что этот идеал в целом уже почти достигнут. Вопрос — в методологии подсчетов.

Дело в том, что и кого включать или не включать в статистику. Например, если считать собственно малые предприятия, то картина действительно получается достаточно грустная. Численность занятых на них составляет от общего числа работающих в России всего 18,5%. Но в том-то и дело, что в Европе, США и Японии в понятие “малые предприятия” принято включать и средние. Кроме того, сюда же обычно включают и фермеров, и индивидуальных предпринимателей.

Невключение средних предприятий в российскую статистику, да и в законодательство, касающееся малого бизнеса, долгое время создавало совершенно ошибочную картину состояния отечественной экономики. Между тем если использовать европейскую, а теперь и российскую методику, в соответствии с которой к средним относится предприятие, в котором работает от 100 до 250 работников, то, согласно исследованию, проведенному Ресурсным центром малого предпринимательства по заказу Агентства США по международному развитию, в России еще четыре года назад в сфере малого и среднего бизнеса работало почти 50% всех занятых в экономике. Если же использовать американские стандарты отнесения предприятия к категории среднего (от 100 до 500 работников), то выяснится, что более 60% россиян трудятся в секторе МСП. И это не считая теневого бизнеса, “серых схем” и т.д. Доля малых и средних предприятий в России на тот же период составляла 94% от общего количества всех предприятий в стране. Что также вполне сопоставимо с мировыми стандартами в сфере развития малого и среднего бизнеса. В странах ЕС и США этот показатель колеблется от 94% до 99%.

Так что можно сказать, что по развитию сектора МСП мы уже сейчас почти на мировом уровне. Впрочем, нет пределов совершенству.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру