Старшеклассников нацелили на урну

Нужна ли 16-летним политика?

Владимир Жириновский и его коллеги по фракции ЛДПР считают, что Президента РФ и парламент вполне могут избирать и 16-летние, и внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Они называют детей “закрепощенным классом” и ссылаются на опросы школьников, которые хотят получить избирательное право в 14—15 лет…

С этой идеей жириновцы, желающие расширить свой электорат за счет молодежи, выступали в прошлые годы уже несколько раз. Но поддержки не находили. И вот — еще одна попытка… “Кто сказал, что человек в 18 лет радикально отличается по своему мировоззрению и умственным способностям от человека в 16 лет?” — такой риторический вопрос задается в пояснительной записке к законопроекту. Его авторы напоминают, что “лучшие умы человечества занимались этой проблемой”. Оказывается, в 1905 году сам великий русский ученый Дмитрий Менделеев “высказался об избирательном праве детей!”. Среди аргументов, доказывающих гражданскую зрелость 16-летних россиян, приводится и тот факт, что паспорт они получают в 14 лет и в том же возрасте привлекаются к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Чтобы 16-летние смогли участвовать в выборах депутатов Госдумы и президента, фракция ЛДПР хочет внести изменения и в Закон “О политических партиях”. Сейчас членом партии можно стать лишь в 18 лет — предлагается понизить возрастной порог до 16…

Современные подростки по большей части аполитичны, но при этом, в силу возраста, хорошо внушаемы. Насколько рационально позволять им голосовать да и способны ли они это делать обдуманно? С этим вопросом мы обратились к родителям, педагогам и психологам, ну и, конечно, к самим ребятам.

Как показал опрос, родители сходятся во мнениях, что рановато еще…

— Все эти предложения — ерунда! — например, категорично считает мама 16-летнего подростка Светлана. — Дело тут даже не в аполитичности, а в подростковом максимализме. Например, у моего сына все политические взгляды сейчас какие-то чересчур амбициозные, “петушиные”, по сути, еще детские. Не хотелось бы зависеть от его выбора. В 16 лет ребята если и интересуются политикой, то позиции у них слишком экстремальные и радикальные. Во всем чувствуется незрелость поведения — протест. Я бы вообще голосовать разрешила только с 21 года, как в США.

Разделяют мнение родителей и учителя:

 — Да в таком возрасте у детей личность и психика еще до конца не сформировались, не то что политические взгляды, — говорит учитель математики в старших классах Татьяна Сергеевна. — Даже если они и будут принимать участие в выборах, то это будет больше похоже на “детские забавы”. К тому же если судить по моим 16-летним ученикам, им вообще ничего не интересно в жизни, какая уж тут политика!

Невзирая на сопротивление взрослых, юный электорат однозначно желает проявлять гражданские права:

— Вот и правильно! Наконец-то с нашим мнением будут считаться! — заявляет старшеклассник Кирилл. — Я обязательно пойду на выборы! Я ведь живу в этой стране и тоже хочу принимать участие в решении судьбы Отечества.

— Ой, как здорово! Конечно, я бы пошла голосовать, нужно учитывать наше мнение, — сначала обрадовалась новости 16-летняя Руслана. Однако потом засомневалась: — Впрочем, не все мои сверстники интересуются политикой, да и не слишком серьезно это для нас.

 — Прикольно! Вот это “мазовая тема”. Я еще на этих выборах хотел контрабандой на участок попасть и поставить смайлик за Жирика, но не пустили. Зато теперь точно получится, — рассказал “МК” 16-летний Женя.

Учитывая энтузиазм, с которым подростки собираются штурмовать избирательные участки, мы обратились к психологу с вопросом, насколько их выбор будет искренним и легко ли они внушаемы.

— В 16 лет у детей протестные настроения уже идут на убыль, — комментирует ситуацию семейный психолог — консультант Ольга Бородкина, — и подростки склонны присоединяться к мнению большинства. В психологии даже есть термин “ассимиляция” — принадлежность к группе, массовость. Поэтому тинейджеру гораздо больше хочется быть таким же, как его сверстники, чем проявлять гражданскую позицию. Конечно, дети в этом возрасте очень внушаемы, и если власть имущие будут использовать молодежные бренды, сленги и будут “в теме”, то они таки завоюют молодежную аудиторию без особого труда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру