Генпрокурор защищает подследственных

Юрий Чайка предложил уголовно и материально наказывать следователей, которые держат под арестом невиновных

Выступая на расширенной коллегии Генпрокуратуры в минувший вторник, Юрий Чайка попытался одним махом разрубить узел проблем, накопившихся в надзорном ведомстве за последние годы. Это и переполненность следственных изоляторов, и коррупция, и скандальные “заказные” дела, и миллионные иски от оправданных судами подозреваемых.

Заседание было посвящено вопросам возмещения вреда лицам, незаконно привлеченным к уголовной ответственности, а потому Генпрокурор был предельно жесток: “Почти повсеместно прокурорами субъектов Федерации выявляются факты, когда уголовные дела возбуждаются без должного на то основания… Я рекомендовал прокурорам в случаях, когда следствием целенаправленно ведется некачественная работа, направлять материалы в следственные органы для решения вопросов о привлечении следователей к ответственности”.

Не секрет, что такая мера пресечения, как взятие под стражу, еще с советских времен стала излюбленным приемом отечественных следственных органов. В последние годы арест подозреваемых в различных преступлениях стал правилом. Вспомним хотя бы арест в ноябре 2007 замминистра финансов Сергея Сторчака по обвинению в подготовке к хищению денег из госбюджета. По мнению защиты, такая мера пресечения по подозрению в чисто экономическом преступлении неоправданно жестока. К тому же за полгода ареста Сторчака вызывали на допрос всего один раз.

Не менее странно выглядит и задержание бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, которого без предварительного обмена документами об экстрадиции, объявления в розыск и даже без вызова повесткой к следователю арестовали в Киргизии, доставили в пустом самолете в Новосибирск и переправили в Москву в январе 2007 года. С тех пор Изместьев содержится в СИЗО.

На заседании коллегии Генпрокуратуры говорилось и о главной причине большинства ошибок следствия. По мнению Генпрокурора, обвинение зачастую строится исключительно на показаниях свидетелей, что и приводит к необоснованным арестам. Как правило, речь идет о тяжких или труднораскрываемых преступлениях, к примеру, заказных убийствах. В том же деле Изместьева все обвинения против бывшего сенатора построены на показаниях двоих уже арестованных членов финагинской преступной группировки и одного весьма заинтересованного потерпевшего – предпринимателя Юрия Бушева. Один из киллеров после подписания показаний против Изместьева был приговорен к беспрецедентно мягкому сроку – 12 лет колонии за шесть убийств.

Юрий Чайка предлагает рассмотреть вопрос о возможности подачи исков в интересах государства к тем должностным лицам, которые допустили нарушения законности, за что государству пришлось выплачивать гражданам компенсацию из бюджета. По словам Генпрокурора, “хотя в истекшем году сократилось число лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности или оправданных судами, или тех, в отношении которых уголовные дела были прекращены, тем не менее ежегодно в результате откровенного брака в работе предварительного следствия число лиц, имеющих право на реабилитацию после уголовного преследования, продолжает исчисляться тысячами”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру