Половой раздел

По пути ли мальчикам и девочкам в борьбе за аттестат зрелости?

3 июня 2008 в 16:40, просмотров: 530

Более полувека минуло с тех пор, когда в СССР окончательно ввели смешанные по половому признаку школы. В последние годы мальчиков и девочек снова стало модно разводить по разным классам. Корреспондент “МК” попытался разобраться в плюсах и минусах раздельного обучения.

“Девчонки были грубые, ничего не стеснялись!”

История введений и отмен гендерного обучения в нашей стране обширная. При этом споры о пользе подобной методики ведутся до сих пор. К нам в руки попал раритетный дневник, который вела загадочная девушка Лилия с 1953 по 1958 год, здесь есть все — от любовных переживаний юности до шока от разоблачения культа личности Сталина. Немало слов сказано и о системе обучения: “…Как же нам приходится бороться за совместные вечера с мальчиками из соседней школы! …Когда на алгебре нам сказали, что в школу придут ребята из 8-х классов, мы не могли успокоиться… И вот заветный вечер: я сразу же приметила одного парня”… А вот искренняя радость: “Теперь в 9-м классе мы стали учиться с ребятами! Конечно, это величайшее событие в нашей жизни, все к нему долго готовились, и к нам в класс попали аж 9 ребят! Какое теперь у нас будет веселье!”

Заинтересовавшись прочитанным, я решила спросить у своей бабушки, каково ей было в школе без внимания противоположного пола:

— Наша школа была женской, — начала рассказ моя бабушка Нинель Григорьевна. — Ох и нелегко мне пришлось! Девчонки все были вредные, безобразничали ужасно. Например, одна, бывало, выйдет к доске, возьмет указку да как стукнет по столу и прикрикнет на учительницу молоденькую: “Чего это ты мне “тройку” поставила? А ну переправь!” В классах была настоящая “бабовщина”. Поскольку девчонки были одни, то и вели себя грубо, ничего не стеснялись — могли платье задрать или сесть в некрасивую позу. А когда на вечера приглашали две школы вместе — это вообще было черт-те что! Каждая хотела на себя внимание обратить, выпендривались изо всех сил. Очередь на мальчиков занимали за неделю до вечера: “Ты к Юре не подходи — он на нашей улице живет!”, “А ты Шурку не трожь — мы с ним в первом классе за одной партой сидели!”. А другая уже в углу рыдает — никто не пригласил, не так посмотрел. А потом мы переехали в Череповец, где обучение было совместным. Как же я обрадовалась мальчишкам! Здесь девочки себя скромно вели, на мальчиков вообще никто особого внимания не обращал — ну есть и есть. Такая радость была — все опять вместе, все дружат.

Единственный плюс в раздельном обучении, если говорить о моем поколении, — подвела итог Нинель Григорьевна, — в том, что совершенно другое было отношение к противоположному полу, более трепетное. А сейчас не думаю, что это будет кому-то полезно: девчонки вообще тогда все перекурятся, передерутся и перепьются.

“Они учатся касаться друг друга…”

Корреспондент “МК” отправился в современную школу с гендерным обучением, чтобы узнать, каково нынешним школярам грызть гранит науки в однополой среде.

Родители, отправившие своих отпрысков на учебу по половому признаку, процессом этим вполне довольны:
— Я и не знала, что в этой школе раздельное обучение, обнаружила, только когда записала дочку в 1-й класс, — призналась “МК” Наталья Федоровна, мама третьеклассницы Маши. — И теперь я очень рада, что так случилось. Во-первых, с нами работали психологи, которые объяснили, что мальчики и девочки в начальной школе совершенно по-разному развиваются, по-разному усваивают предметы, и, допустим, мальчики, которые стали отличниками здесь, в классе с девочками были бы двоечниками. Потому что, когда все вместе, девочки всегда впереди, тянут руки, и у мальчиков сразу вырабатываются комплексы, они начинают враждовать.

— И я рада! — дергает маму за рукав маленькая Маша. — На музыке нас всегда сажают мальчик-девочка, и такое начинается: записки из угла в угол: “Маша любит Петю, Петя любит Настю”. В общем, ужас!

— Мы с мужчинами разные во всем: по-разному мыслим, у нас разные ведущие глаза, угол зрения, активны разные полушария мозга. И чтобы добиться одного и того же результата, ведь программа-то одна на всех, надо учить ее разными путями, — рассказывает Людмила Васильевна Григорьева, директор школы, в которой гендерное обучение практикуется уже 15 лет. — При этом проблем с социализацией у наших детей не возникает, наоборот, они более приспособлены к жизни. Принцип нашей работы — “Разделяй и объединяй”, и он применим прямо с начальной школы: дети все праздники проводят вместе, у нас совместные уроки музыки и танцев — они учатся касаться друг друга, общаться; в средней школе у ребят начинается совместная научная работа. За все время учебы наши ребята ни разу не увидят ситуацию, в которой противоположный пол выглядел бы невыигрышно: ни на физкультуре, ни у доски, они всегда видят в них только плюсы. Поэтому для  наших мальчиков нет некрасивых, или глупых. Девушка для них — драгоценность.

Правда, по признанию самой Людмилы Васильевны, женские классы бывают излишне истеричны, склочны, склонны к сплетням. Мужские классы, в свою очередь, слишком агрессивны. Но при этих минусах очень выигрывает сам процесс обучения, потому что при раздельной системе дети чувствуют себя спокойнее и учиться им проще.

Как это ни удивительно, даже сами школьники двумя руками за разделение полов:

— А мне нравится без девочек, — заявляет семиклассник Николай. — Бывает, что хочется женского внимания, но все равно так проще, не отвлекает никто. Мы и вправду иногда шумим, но вряд ли это бы мешало девчонкам. К тому же, я думаю, как был троечником, так им бы и остался.

— Ой, это так удобно! — восклицает Аня из 4-го класса. — Никто за косички не дергает, они ведь так дразниться любят. Мне общения с ними и на переменах хватает. Хотелось бы попробовать с ними учиться, но только на один урок, не больше, нам и так музыки хватает.

“Разделение может снизить конкуренцию”

Противником раздельного обучения оказался только президент Общества психоаналитических исследований Олег Геннадьевич Калина:

— Представления, что значит быть мальчиком, а что — девочкой, начинают формироваться у детей с ранних лет и зависят в том числе от их реального взаимодействия. Получается, что в таких школах нормальной стадии “дерганья за косички” у ребят нет. Если их насильственно разделять, то получается, что “фантазирование”, представление друг о друге задерживается. Это нормально, когда подростки сами объединяются в группы по полу, но это происходит естественным образом. Есть такая точка зрения, что это разделение может снизить конкуренцию между мальчиками и девочками, но ведь за школьным порогом они все равно с ней сталкиваются, наоборот, их внутренние переживания могут вызвать отклонения.

Директивного введения повсеместного раздельного обучения в перспективе еще не наблюдается, но, как уже упоминалось, многие школы в качестве эксперимента на него перешли. Пока же родителям придется самим взвешивать все “за” и “против” и определять ребенка в то учебное заведение, которое им больше всего подходит.

СПРАВКА "МК"

До революции все учебные заведения работали по раздельному принципу. Мальчики и юноши получали образование в лицеях, гимназиях и вузах, а представительниц прекрасного пола в основном учили рисовать, вышивать и прилично вести себя на людях. Высшее образование для женщин до конца XIX века было недоступным. После революции на волне борьбы за равноправие полов мальчики и девочки стали учиться вместе. В 1943 году их опять разделили, чтобы к концу 50-х вновь объединить.

При этом, по данным фонда “Общественное мнение”, 76% россиян отрицательно относятся в введению раздельного обучения в средней школе. Всего 9% считают, что гендерная система имеет больше преимуществ. Еще 15% не имеют определенного мнения на этот счет.

МЕЖДУ ТЕМ

Ученые Лондонского института образования пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек больше шансов добиться успеха в жизни. В 70-е годы идея раздельного обучения была очень популярной в Великобритании. И женщины, получавшие образование в тот период отдельно от мальчишек, сегодня зарабатывают на 10—15% больше, чем их сверстницы, строившие молодым людям глазки на уроках. Что касается мужчин, принцип гендерного обучения никак не повлиял на их карьеру.



    Партнеры