Начало света

Гори, гори, моя лучина, гори, гори, моя звезда!

8 июня 2008 в 14:59, просмотров: 350

В центре Москвы, в Армянском переулке, спрятался не совсем обычный музей. Посвящен он освещению и имеет соответствующее название — “Огни Москвы”. Туда можно прийти всей семьей. И детям, и их родителям будет интересно узнать, какие фонари в какое время освещали Москву, а детишки смогут попробовать свои силы в роли музейного работника или даже поуправлять освещением города.

Когда я пришла в этот музей, в небольшом зале уже собрались несколько ребятишек 7—9 лет, держащихся за руки со своими мамами и папами, и с любопытством оглядывались по сторонам. А вокруг лампочки, фонарики, огоньки…

Первым делом для ребят зажгли лучину — один из первых источников света. Детишкам стали показывать, как добывали огонь из кремневых камушков первобытные племена. Взрослые с интересом наблюдали, как у ребят получалось высечь какие-то искорки... Затем всем дали акриловые краски и устроили мастер-класс по росписи свечей. Дети измазались в краске и изобразили узорчики на воске, придя в восторг и от того, и от другого. 7-летняя Маша нарисовала на свечке человечка и гордо объявила: “Это моя мама!” Мама зарделась от удовольствия.

— Многие масляные фонари не догорали даже до полуночи, — рассказывала работник музея Анна. — Масло-то было конопляное, поэтому фонарщики его часто воровали, чтобы добавить в кашу. Со временем в масло стали добавлять скипидар, тогда же и прекратилось воровство. Был также эксперимент со спиртовым освещением, который в нашей стране, сами понимаете, тоже закончился неудачно, пришлось снова добавлять скипидар. И только в середине XIX века у нас появился керосин.

Фонарные столбы, установленные прямо в залах небольшого музея, едва не задевали потолок. Нам рассказали про первую лампу накаливания, сконструированную русским ученым Ладыгиным, но запатентованную Эдисоном. В углу под стеклом притаились огромные лампы накаливания. Оказалось, что эти лампочки горели каждый вечер в кремлевских звездах.

— А вот эта, самая большая лампочка, — продолжала Анна, — располагалась в самом длинном луче кремлевской звезды. Он в длину насчитывает три с половиной метра, а мощность этой лампочки — пять тысяч ватт!

Детишки по очереди садились за пульт наружного освещения Москвы, который прослужил столице с 1940 по 1984 год, а потом был подарен музею. Кстати, сам музей существует с 1980 года и расположен в боярских палатах XVII века. Ребята с радостью давили на кнопки, задавая различные команды, и дергали рычажки. Один из родителей, Михаил, тоже попросил посидеть за этим агрегатом. Остальные взрослые постеснялись попробовать себя в роли осветителя.

— Первый электрический фонарь загорелся у храма Христа Спасителя 15 мая 1883 года в честь коронации Александра III, — продолжала между тем свой рассказ Анна.

После игры в осветителей ребятам предстояло новое перевоплощение — на этот раз в музейных работников. Игра называлась “В гостях у старого уличного фонаря”. Нас подвели к старинному сундуку, из которого надо было доставать различные исторические предметы быта, а затем расставлять их в соответствии с эпохой и назначением: это — с дамского туалетного столика, это — крестьянская утварь…

После игры ребятам дали бумагу, чернила и гусиные перья, чтобы они смогли записать новые слова, которые только что узнали.

А затем отвели в еще один зал, в котором фонарей и лампочек уже не было, зато там висят и стоят всевозможные часы. Анна подошла к самым большим часам, перевела на них стрелку. Ребята ахнули — тут же, как по команде, стрелки на остальных часах тоже перевелись вслед за большими часами! Оказывается, по такой системе раньше в Москве работали все наружные часы — одни основные и все остальные зависимые.

Анна рассказала мне, что иногда в музее еще проводится программа “Историческая дискотека”, на которой чаще всего отмечается чей-либо день рождения. Для детишек устраиваются танцы разных эпох — то Петра I, то Екатерины II. А для старшеклассников есть своя программа под названием “Ассамблея”, посвященная бальному танцу в истории.

…Когда экскурсия подошла к концу, дети не хотели расходиться, ведь в скверике перед входом в музей выстроились различные старинные фонари. Ребята стали наперебой угадывать, какой из этих фонарей масляный, а какой — керосиновый, ведь теперь они знают про освещение если не все, то очень многое.



Партнеры