Свист из лимузина

Как научить ребенка хорошим манерам

15 июня 2008 в 16:40, просмотров: 574

— Предки из меня хотели, наверное, английскую королеву воспитать — танцы, два языка, даже на курсы этикета таскаться приходилось, — морщится 15-летняя девчонка в розово-черном наряде. — Конечно, прикольно — кто первый из дверей выходит, как руку подавать и какой вилкой есть мясо, а какой — рыбу. Но потом очень достало.

Я нарочно ела макароны руками — правда, дома, на кухне, когда никто не видел…

Нужны ли современным детям правила хорошего тона? Что лучше для ребенка — естественная невоспитанность или официальная вежливость?

И как привить своему чаду хорошие манеры без насилия?

— Не грызи ногти! Не ставь локти на стол! Воспитанные дети едят ножом и вилкой! — моя рафинированная соседка Виктория пытается сделать из своей 6-летней дочери истинную леди. Даже на курсы этикета для самых маленьких записала. Действительно, лет до пяти девочка вела себя идеально: вежливо здоровалась, гуляя, никогда не пачкала белоснежное платьице, и даже дыню ела только при помощи ножа и ложки. Однако пару месяцев назад у ребенка начался нервный тик. “Перестарались с воспитанием”, — констатировал пожилой психиатр.

— Давайте определимся, что такое этикет и зачем он нужен, — говорит Вера Мурашева, уже более 20 лет ведущая курсы современного этикета. — На мой взгляд, правила хорошего тона являются проявлением нашего уважения к окружающим. Они позволяют комфортно, без душевных травм общаться с другими людьми. Я назвала бы этикет психологической гигиеной.

Очень смешно (или грустно?) бывает, когда папа с мамой, бойко оперирующие выражениями вроде “фильтруй базар, в натуре” или “попутал рамсы”, требуют от ребенка изысканных манер.

— Когда я работала психологом в элитном детском саду, — вспоминает сотрудница Московского института открытого образования Татьяна Шакутина, — все родители хотели, чтобы крохам преподавали уроки этикета. При этом одна мамочка, как только ее ребенок допускал малейший ляп, тут же переходила на ненормативную лексику. А некий папаша на дорогущем лимузине подзывал своего малыша свистом, словно собаку. Считаю, что родителям прежде всего нужно научить ребенка бережному, внимательному отношению к себе и к другим, а не формальным правилам — что какой вилкой есть.

Самый простой способ научить малыша вежливости — придерживаться этикета самим родителям. Почаще говорите друг другу “спасибо”, “доброе утро, любимый!”, “извини, дорогая”. Тут крайне важно выбрать тот уровень этикета, который устраивает всех взрослых членов семьи.

— Если родители принадлежат к разным социальным слоям, то им нужно (желательно еще до свадьбы) договориться по поводу того, какие правила поведения будут приняты в их доме, — продолжает Татьяна Шакутина. — Важно ни в коем случае не критиковать взрослого при ребенке. Знаю одну семью, которая выясняла отношения между собой только на иностранном языке. В любом случае найдите компромисс — например, мама не заставляет папу ходить в консерваторию, а он не ест со сковородки и не шастает по дому в одних кальсонах.

Нужно, чтобы ребенок чувствовал единство родителей в этом вопросе и не получал двойных стереотипов поведения. Они возникают, если, предположим, при встрече мама вежливо мурлыкает с соседкой, а закрыв дверь, тут же называет ее “эта мегера”. Даже крохотные дети мгновенно схватывают такие двойные стандарты. А мы потом ужасаемся: “Откуда у него это? Вроде бы учили только хорошему!”

Начинать учить ребенка хорошим манерам можно уже в год-полтора. Лучшее время для запоминания — первые полчаса после еды, если кроха, конечно, не уснул. Родители могут устроить маленький воспитательный спектакль: “Любимая, дай, пожалуйста, хлеб!” — “Пожалуйста, милый!” Вежливые слова нужно произносить медленно, громче обычного, предложения должны быть простыми.

Одним из первых слов ребенка наряду с “мамой” и “дай” должно быть слово “спасибо”. С крохой постарше нужно играть — пусть куклы у вас вежливо “беседуют” между собой.

Ни в коем случае не ругайте маленького ребенка! Если вам что-то не нравится, например то, что он грызет ногти, просто убирайте его руки ото рта. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему не следует делать то-то и то-то, а потом спокойно поправлять его. Возможно, результаты появятся не так быстро, как нам хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика.

Дети обожают находить ляпы в поведении других. Поэтому во время чтения книг родителям полезно останавливаться и просить: “Расскажи, как нужно было поступить Незнайке? Что бы тогда, по-твоему, произошло?” Можно придумывать этические задачки о сказочных героях и реальных друзьях вашего ребенка: “Миша нечаянно сломал любимую куклу Маши. Что он должен сделать? Как надо поступить Маше?”

Много сложностей с хорошими манерами возникает у родителей, когда ребенок попадает в детский коллектив. “Почему они так быстро схватывают все плохое?” — восклицают родители.

— Запретный плод сладок, — объясняет детский психолог Юлия Смирницкая. — Дети, словно чуткие локаторы, отмечают любое непривычное поведение авторитетных для них людей (в первую очередь других детей) и копируют его. Вообще, в любом коллективе существует свой этикет, свои правила поведения. Это еще из племенной жизни идет: знаешь местные правила игры — значит, свой. Поэтому родителям нужно спокойно относиться к каким-то словечкам или манерам, принесенным из детсада или школы.

С 5—7-летними детьми обычно сложностей не возникает, — родители для них самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию. Гораздо сложнее с подростками — и ценности, и авторитеты уже совсем другие.

— Тут родителям нужно помнить, что период юношеского отрицания необходим для становления личности, — продолжает психолог. — Плохо, если он не пройден, — человек на всю жизнь останется в душе инфантильным ребенком, или у него начнется бунтарский период лет в 30—40. Поэтому родителям подростка надо просто набраться терпения и пережить этот период.

Если вы спокойно относитесь к выкрутасам своего выросшего чада и сохраняете с ним доверительные отношения, скоро он вернется к нормам хорошего поведения, воспитанным у него в детстве.

СПРАВКА “МК”

Блестящего Людовика XIV возмущали дурные манеры придворных. Графы и виконты сохраняли привычки вассалов Средневековья — жирные руки вытирали собственными волосами и париками, на светских раутах ковырялись в носу и беззастенчиво — на память! — ловили блошек в декольте любимых дам. Однажды на балу Король-Солнце приказал раздать своему двору маленькие бумажки-“этикетки”, на которых были написаны правила хорошего тона — как следует и как не следует вести себя в приличном обществе. Так и появилось слово “этикет”.



Партнеры