Бездоходная пенсия

Первый квартал стал провальным для негосударственных пенсионных фондов

Пока государство собирается проводить очередную пенсионную реформу, НПФ подсчитывают убытки. У всех управляющих компаний доходности ниже инфляции. Худший результат показала УК “Тройка диалог” (-38,30% годовых). В конце июня, пока реформа не началась, для вкладчиков наступает благоприятный момент для смены пенсионного фонда.

Банк развития выбился в лидеры

Как известно, Банк России в июне поднял ставку рефинансирования и, кроме того, с 1 июля ужесточает нормы обязательного резервирования. Это означает, что деньги в России становятся дороже: повышается процент по кредитам (и вкладам) для юридических и физических лиц.

В этих условиях пенсионные накопления граждан представляют собой источник весьма длинных (иногда и на 30 лет) и очень дешевых денег. Дешевых, потому что Банк Развития (бывший ВЭБ), занимающий почти половину объема рынка, по-прежнему демонстрирует крайне низкую доходность управления ими. Согласно отчетности по итогам I квартала 2008 года он показал доходность 3,54% годовых. Причем доходность управления пенсионными резервами Банка Развития в I квартале 2008-го не только гораздо ниже итоговой доходности за 2007 год (6,04% годовых) но и уступает доходности ВЭБа в I квартале 2007-го (4,60% годовых).

Тем не менее по итогам I квартала сверхконсервативный Банк Развития внезапно стал лидером по доходности среди управляющих пенсионными резервами. Такого не случалось ровно четыре года, фактически с момента запуска пенсионной реформы. Например, по итогам I квартала прошлого года ВЭБ по доходности занял лишь скромное 41-е место (4,60% годовых), а в I квартале 2006-го был лишь 63-м (1,52% годовых). В I квартале 2005-го он был 60-м с доходностью 4,53% годовых. Лишь в самом начале своей деятельности — по итогам I квартала 2004-го — ВЭБ был первым по доходности с результатом, который сегодня кажется фантастическим — 42,75% годовых. Заметим, что в тот период многие НПФ только формировались, а российский фондовый рынок рос очень быстро.

Последние три года государственный управляющий пенсионными накоплениями — Банк Развития (или ВЭБ) — демонстрирует именно то, что от него ждут: стабильность. Многие указывали на смешную доходность ВЭБа по итогам 2005 года (12,18% годовых) и 2006 года (5,67% годовых). Ведь в то время лидеры среди НПФ демонстрировали доходность в 51,72% годовых (2005 год) и 39,17% годовых (2006 год). По итогам 2007 года смеяться стали значительно меньше, когда ВЭБ занял 11-е место и показал 6,04% годовых, а лидеры рынка НПФ — всего лишь 9,20% годовых. И вот теперь, по итогам I квартала 2008 года, Банк Развития в лидерах (3,54% годовых), а лучший из негосударственных управляющих — УК “ВИКА” — показывает лишь 3,53% годовых.

Прискорбный провал

Можно констатировать, что I квартал 2008 года стал для НПФ провальным. Лишь 4 негосударственные управляющие компании смогли выйти в плюс: УК “ВИКА” (3,53% годовых), УК “РН-Траст” (2,65% годовых), УК “ТРИНФИКО” (НПФ консервативного сохранения капитала — 2,32% годовых) и УК “Пенсионная сберегательная компания” (1,21% годовых). Все остальные НПФ (и их УК) находятся в минусе, то есть по итогам I квартала 2008 года они умудрились разорять своих вкладчиков не только относительно (из-за инфляции), но и абсолютно. Особо “отличились” УК “Тройка диалог” (-38,30% годовых), уже упомянутая УК “ТРИНФИКО” (НПФ долгосрочного роста: -38,01% годовых) и УК “Мономах” (-35,87% годовых).

Конечно, отрицательные доходности можно списать на общий кризис на фондовых рынках. Да и делать далеко идущие выводы по итогам одного квартала явно преждевременно. Тем не менее за 2007-й — начало 2008 года на рынке пенсионных накоплений сформировалась крайне неприятная тенденция: у всех управляющих компаний доходности ниже инфляции.

Напомним, что в 2004—2006 годах доходность лидеров рынка намного превосходила инфляцию. Соответственно, наблюдался отток вкладчиков из ВЭБа в НПФ. В результате за три первых года работы новой пенсионной системы доля рынка, занимаемая ВЭБом, сократилась с 90 до 57%. К концу же 2007 года ВЭБ покинуло еще 15% вкладчиков, и его доля на рынке сократилась до 49%. То есть Банк Развития уже занимал менее половины рынка. В I квартале нынешнего года государственный управляющий перестал терять вкладчиков.

Пенсионный парадокс

Сложившаяся ситуация выглядит ненормально, что отмечают и представители государственной власти. Как известно, государство поощряло отток вкладчиков из ВЭБа в НПФ, публично журило “молчунов” (лиц, не отреагировавших на предложение выбрать пенсионный фонд и по умолчанию оставшихся в ВЭБе). Власть прекрасно осознает, что государственный управляющий должен быть bench mark (моделью и индикатором) для рынка, а вовсе не его лидером. Понимая это, правительство вновь обращается к пенсионной реформе. Детали держатся в секрете, однако 11 июня на семинаре-совещании “Единой Россией” первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил: “Российская пенсионная система недостаточно совершенна, так как не стимулирует граждан к накоплению пенсионных средств”. В то же время он добавил: “У нас нет рисков по пенсионным обязательствам, государство берет на себя все риски. Они обеспечиваются федеральным бюджетом”.

В пенсионной системе вновь назревают изменения. Если изменить угол зрения и посмотреть на ситуацию со стороны фондового рынка (а эксперты правительства это делали), то общее направление грядущей реформы выглядит достаточно очевидным. На фондовом рынке “валяется” 2,5 трлн. руб. длинных пенсионных денег. При существующих законодательных ограничениях они никому не нужны, поскольку доходности выше инфляции дать не могут. А в будущем их будет еще больше, поскольку из-за демографии доля пенсионеров в населении страны увеличивается, а зарплаты работающих растут. Как известно, объем взносов в пенсионный фонд увеличивается с ростом этих факторов.

Ненужность пенсионных денег на фондовом рынке наблюдается на фоне того, что экономика снова начинает задыхаться от отсутствия длинных инвестиций. Вот такой парадокс, и разрешить его можно, только ослабив законодательные ограничения. Различных законопроектов, предлагающих этот выход, в Госдуме лежит уже штук пять. Так что правительственный вариант реформы будет шестым. Но направление понятно. Возможно, НПФ, как и ПИФам, разрешат участвовать в реализации федеральных целевых программ.

С точки зрения вкладчика в перспективе это может привести только к одному: доходность НПФ снова станет выше, чем доходность Банка Развития. Так что конец июня — хороший момент для смены пенсионного фонда: конец полугодия, а пенсионный фонд можно менять раз в полгода. К тому же вкладчику желательно успеть до осени, пока реформу не запустили. Остается проблема выбора НПФ, и здесь может помочь статистика. Если УК НПФ последние три года (при поквартальной проверке) устойчиво находится в первой десятке лидеров по доходности, то там наверняка профессиональная команда управляющих, которой можно доверить свои пенсионные средства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру