Что в имени тебе моем?..

“МК” оценил новый проект канала “Россия”

История учит лишь тому, что ничему не учит. Боже, сколько же мы знаем умных мыслей, афоризмов на эту тему. Да мы просто напичканы ими! Поэтому история для очень многих из нас только абстракция. Учебник, даты, которые мы зубрили в школе. И опять хочется цитировать: “Мы живем, под собою не чуя страны…” Это Мандельштам, которого за данные стихи сгнобили, уничтожили. И это тоже история, которую большинство из нас не видят в упор, уже не чувствуют.

Мы распадаемся в этом безумном мире, как молекулы. Силы притяжения почти не существует, каждый сам по себе и за себя. Закон джунглей. А патриотизм? Этого слова, понятия уже стыдятся, оно затерто ластиком до дыр. В СССР нас пичкали правильными и нуднейшими фразами: “Мы любим свой язык и свою Родину”. “Мы любим свою Родину”, — долбили мы, как истуканы, тысячу раз и в результате совсем потеряли смысл сказанного. Мы стали циниками от постоянного вранья, многозначности понятий. Наша хата с краю.

Когда СССР кончился, мы надеялись, что заживем сейчас в свободной и сытой стране, которой можно гордиться. Но не получилось, не срослось. Мы опять двуличные, нелепо озирающиеся, вечно виноватые. Что же нас вылечит? Мы опять возвращаемся к тому, что на поверхности. Спорт! Конечно, мы идем по пути наименьшего сопротивления, ну а если другой перспективы на горизонте не проглядывается?

Как они кричали, наши хоккеисты, как радовались, были счастливы, победив в финале Канаду. “Это для тебя, Россия!” — орал в камеру безумный от счастья Илья Ковальчук, сверкая золотой медалью. Но это же здорово, ребята! Надо уметь радоваться вот такому малому, уметь создавать себе праздник. А бурчать, делать кислую мину, быть вечно недовольным: эка невидаль — канадцев обыграли, вы нам лучше свободные выборы дайте! Все правильно, но все время бурчать, не видя просвета, так скучно…

Мы окончательно во всем запутались, хлещем себя по щекам, требуем от себя же вечно перед всеми извиняться, свое страшное, но и прекрасное прошлое хотим поставить на одну доску с гитлеровским фашизмом. Но тогда у нас просто не будет страны, не будет истории. А историю свою знать необходимо, потому что только она дает силы, объединит нас, таких разных, даст шанс выжить.

Канал “Россия” затеял исторический телепроект, который так и называется: “Имя России”. Это попытка привлечь миллионы соотечественников к ощущению причастности к истории своей страны. Пусть наивная, местами даже смешная, в чем-то пиаровская. Но, может, без таких маленьких усилий мы так и останемся на дне, в болоте и никогда не выплывем. А надо хотя бы попытаться! Сегодня по поводу проекта “Имя России” спорят писатель Михаил Веллер и первый замгендиректора канала “Россия” Александр Любимов.

Михаил ВЕЛЛЕР: “Раньше думай о Родине, а потом о себе”


Известный писатель Михаил Веллер отличается полемичностью, экстравагантностью суждений, готовностью идти на спор, как на дуэль. Нет такой области, в которой бы он не разбирался. Веллер знает все на свете, за что его очень любит ТВ и не любят коллеги. Тем и интересен.

— Как вы думаете, для чего государственному каналу “Россия” потребовалось именно сейчас заниматься таким проектом?

— С тем же успехом это могло быть сделано три года назад и два года спустя. Мне представляется, что это своего рода политика для повышения уровня патриотического самосознания интернет-масс, то есть людей сравнительно молодых и сравнительно образованных.

— Тем не менее вы не видите некую искусственность и конъюнктурность в этом начинании?

— Вне всякого сомнения. Заметьте, по времени это связано с тем, что раньше называлось “постановление партии и правительства по военно-патриотическому воспитанию населения”. Естественно, это никак не связано с чем-то конкретным. Это похоже на несуществующий праздник 4 ноября, день героев прошлого. Конечно, подобная акция создана в результате мозгового штурма группы товарищей, для того чтобы придумать хоть что-нибудь повышающее интерес к своей истории, гордость за нее. Строго говоря, это, конечно же, от начала до конца бессмысленное мероприятие.

— Вы считаете, что в стране сейчас кризис патриотизма?

— Ситуация не такая, как 10 лет назад, но кризис патриотизма безусловно существует. Это история старая, начавшаяся 20 лет назад в эпоху перестройки, когда запустили к месту, а чаще не к месту, изречение “Патриотизм — последнее прибежище негодяев”. Именно тогда слово “патриот” стало буквально синонимом слов “черносотенец”, “охотнорядец”, “фашист” и “шовинист”, что на самом деле, конечно же, не так. Там, где господствует рыночная идеология, всякий патриотизм обречен. Родина рыночника там, где наибольшая прибыль. В настоящее время рыночная экономика России находится во многом в жесточайшем противоречии с национальными интересами. Ради максимальной рыночной прибыли самых доходных отраслей сегодняшней российской экономики следовало бы вообще перестать обращать внимание на патриотизм. Главное — пусть люди богатеют. В результате мы как страна, народ, государство с каждым днем продолжаем терять экономическую независимость, продолжаем растворяться в глобальных экономических процессах, то есть перестаем существовать как самостоятельное и мощное государство. Больше думать о Родине, а меньше о своем кармане — это, по-моему, сейчас очень актуальный лозунг. Вот на этом телеканал “Россия”, не забывая о своем рейтинге, и постарался сработать.

— Недавние победы наших спортсменов в футболе, хоккее, победа на “Евровидении” вызвали прилив патриотических чувств, безусловно подогретых телевидением. Как вы относитесь к подобного рода искусственному нагнетанию патриотизма?

— Частично вы правы, но есть патриотизм искусственный, а есть — истинный. Человек от природы устроен таким образом, что он самоидентифицируется на двух уровнях — личностном и групповом. Групповой уровень — это наш двор, город, народ, страна. Люди, таким образом, связывают себя, и успех или неудача группы переходит на отдельного человека. То же относится и к спортивным соревнованиям, проведению Олимпиад и тому, из какого города Гомер, Пушкин или Толстой. Давно известно, что большой спорт среди прочего выполняет функцию повышения коллективного самосознания, работает на патриотизм, то есть на причастность к чему-то мощному и великому. Большой спорт превратился в ритуальные формы самоутверждения. Конечно, не имеет ни малейшего смысла, кто закатит круглый кожаный шар между двух полосатых столбов, это никак не может влиять на судьбы народа, страны, экономики. Но мы условились, что если выигрываем, к примеру, в футболе, то мы короли. Так что если вообще существует игра футбол, то в нее, как и в остальные игры, лучше выигрывать, а не проигрывать. Наши футбольные победы у меня лично в памяти вызывают пристрастие государя императора Петра Великого ставить на руководящие должности шведов и голландцев, потому что отродясь я не видел, чтобы наши футболисты так блистательно, в одно касание играли в нападении. На это было приятно смотреть. Когда с футболистами или с хоккеистами фотографируется президент, совершенно понятно, что это элементарная политтехнология, ведь часть радости народной тут же переходит на облик президента, который вроде бы тоже играл в этот самый футбол. Но пусть уж лучше хорошо относятся к своей стране, ею гордятся и будут патриотами, чем будут брезгливо говорить “эта страна”, набивать исключительно собственные карманы и при первом удобном случае валить туда, где эти карманы набивать сподручнее. Все-таки в этих последних победах больше хорошего, чем плохого, хотя лично у меня образ Димы Билана не вызывает ничего, кроме легкой насмешки.

— Но вы не считаете, что если все так пойдет и дальше, то в будущем и Дима Билан может стать одним из исторических героев наряду с Пушкиным и Екатериной?

— Вряд ли. По-моему, абсолютно никто всерьез не относится к одному из проектов мирового шоу-бизнеса под названием “Евровидение”. Это не более чем коммерческая игра и совершеннейшее фуфло. А герои подобных мероприятий, насколько мне известно, в историю никогда не входят. Это то же самое, когда премии дают одним, а в истории остаются совсем другие.

— Вы знаете, что многие из так называемого “поколения пепси” вовсе не интересуются своей историей, ничего об этом не знают. Таким образом, нация деградирует.

— Во всем мире и в нашей стране люди, все более повышая свой багаж ежедневных технических знаний, становятся все более необразованными абстрактно, в том числе в знании родной истории. Большая часть нынешних молодых об истории своей страны имеет до крайности туманное представление. Да что говорить, если человек, с которым я недавно встречался в программе “К барьеру!” и называющий себя историком, сплошь и рядом нес такую ерунду, что стыдно было слушать. От изумления мне показалось, что, может, это я ничего не понимаю, поэтому, придя домой, несколько дней лазил по Интернету, справочникам и убедился, что данный так называемый историк историю совершенно не знает или, что вероятнее, самым наглым образом передергивает факты. А люди его слушают и принимают этот бред за чистую монету. Так что же после этого можно говорить о современной молодежи?! Поэтому если несколько сот тысяч людей с помощью проекта канала “Россия” хоть немного заинтересуются историей и ознакомятся с биографией великих людей России, то это будет хорошо.

Александр ЛЮБИМОВ: “Князь кавказской национальности”


Александр Любимов — знаменитый мальчик в джинсах, один из тройки “мушкетеров” величайшей программы всех времен и народов “Взгляд”. После “Взгляда” он довольно часто появлялся на экране, надолго пропадал с него, менялся вместе со временем. Сейчас г-н Любимов — первый заместитель гендиректора телеканала “Россия”, продюсер проекта “Имя России”.

— Это вы придумали данный проект?

— Нет, руководство канала давно уже об этом думало. Просто когда мы показали фильм “Гибель империи” о Византии, началась серьезная дискуссия. Стало очевидно, что к истории есть большой интерес и сейчас появился момент в обществе, когда можно попытаться сделать регулярную телевизионную программу, поставить в хорошее время, и ее будут с удовольствием смотреть.

— Но, по-моему, интерес к дискуссии по поводу фильма проявила только так нелюбимая вами интеллигенция, которая была задета за живое лежащей на поверхности аналогией с современной Россией. А вот основной массе населения вся эта Византия, кажется, была по барабану.

— Но в Интернете дискуссия была очень активной. Кроме того, после фильма в книжных магазинах сильно увеличился спрос литературы о Византии. Но как узнать, насколько интересует людей данная тема? Референдум, что ли, проводить?

— Вам не кажется, что данный проект по возгонке патриотизма выглядит довольно искусственно?

— Я не понимаю, что такое “возгонка патриотизма”. Наша задача — просто сделать интересный канал, который хотят смотреть люди, вот и все. Зрители устали от постоянного глянца и уже не различают всех этих блондинок, которых им демонстрируют. Люди насытились этим и хотят уже других, более изысканных развлечений.

— Но вы же не будете отрицать, что через конкретные развлечения, связанные с проектом, вы хотите говорить с людьми о чем-то более серьезном.

— Прежде всего хочется сделать интересную программу, в которой главным будет то, как исторические персонажи ложатся на современную канву. Интересно понять, в чем актуальность этих знаменитых людей, их жизненного пути, как сегодня это может процитироваться в современной политической среде. Это любопытно, провокационно и делает этот проект в некотором смысле даже политическим. Но никакой идеологической задачи у нас нет. Просто хотелось поразмышлять. Это игра, развлечение. Вообще телевидение — игровое пространство, очень эмоциональное, а сама идея сравнения несравнимого эту эмоциональность провоцирует. Здесь важен не результат, а процесс, когда люди, бросая взгляд в глубину веков, получают удовольствие.

— А действительно, как можно сравнить, скажем, Пушкина с графом Витте? Это то же самое, что сравнивать зеленое с холодным!

— Подобный формат такой программы уже делали в разных странах. На мой взгляд, там были излишние допуски, когда телевизионная часть проекта превращалась в обсуждение зеленого и теплого. Но в нашей ситуации мы хотим обсуждать отдельно тех, кто выйдет в финал, и, соответственно, на одной неделе вы можете голосовать за Пушкина, на другой — за Витте. И так бесчисленное количество раз.

— То есть каких-то конкретных критериев нет, и вопрос выбора упирается только в личные эмоции и вкусы?

— Каждый человек определяет свои критерии абсолютно по-разному. Например, для многих людей Гагарин как символ очень важен. А в профессиональных кругах, сравнивающих людей, внесших наибольший вклад в развитие космонавтики, Гагарина ставят далеко не на первое место. Я даже проводил такую фокус-группу с руководством космического агентства, и Юрий Алексеевич оказался там лишь на восьмой позиции. Зато с большим отрывом лидирует Королев, потому что он организатор науки и производства. У каждого свои критерии, я уж не говорю о политических симпатиях. Вот Хрущев для шестидесятников — это человек, который разоблачил культ личности, а для современного поколения он отдал Крым Украине. А полководец, ведущий людей в бой, понимая, что многие из них погибнут, может быть символом страны? Но это же суть его профессии. Однако многие гуманисты именно из-за этого за него никогда не проголосуют. Единого критерия здесь найти просто невозможно. Думаю, что в таком массовом телевизионном проекте его и не может быть. Это же не научное исследование.

— Согласен. Например, Александр Невский — это кто, святой или предатель?

— Конечно, компетентности людям не хватает. У них есть лишь тот набор знаний, которым они обладают. Плюс их желание в этом участвовать, а уж критерии они выбирают сами.

— По поводу критериев. Поначалу у вас были следующие характеристики: баснописец Крылов умер от обжорства, Кутузов получил травму глаза, Багратион — лицо кавказской национальности. Вам не кажется, что это было сверхупрощение? Что, иначе люди уже не поймут, о ком идет речь?

— Когда проект стартовал в Интернете, мы делали его на том языке, который адаптирован под эту аудиторию. Но ваши замечания некорректны, вы вынули их из контекста. Для того чтобы проект был заметен, мы использовали интернет-язык, который сам по себе очень эмоциональный, динамичный и даже агрессивный по сравнению с языком ТВ или газет. Конечно, мы занимались провокацией и когда не написали в резюме о Булгакове, что он является автором “Мастера и Маргариты”, то, естественно, вызвали на себя праведный гнев. Люди в Интернете сами дописывают биографию любимых персонажей. Я каждый день читаю дискуссии, идущие на нашем сайте. Это очень любопытно!

— Но стоит ли так опускаться до уровня этой аудитории?

— Самым спорным моментом был вопрос про героев войны с Наполеоном. Барклай де Толли — шотландец, Багратион — действительно лицо кавказской национальности. Да, есть группа людей, которая считает, что нельзя так говорить. Но вот я недавно был в Лондоне, случайно включил Би-би-си, а там про преступника так и говорят, что он лицо азиатской национальности. Но про Багратиона мы потом написали “князь кавказской национальности, патриот России”, хотя и такая формулировка вызвала споры. Очевидно, на данном сложном этапе отношений между Россией и Грузией это придает фигуре Багратиона актуальность и он, таким образом, становится символом сегодняшнего дня.

Сейчас у нас пойдут осовремененные ролики про наших героев. Например, футбольный комментатор как бы начинает комментировать матч с Евро-2008 и восхищенно кричит: “Это поистине нахимовская атака!” Затем он объясняет, что имеет в виду, и таким образом мы переходим к рассказу об адмирале Нахимове. Это очень важно для массовой аудитории, которая не знает, кто такой Нахимов, разве что только водку такую в магазине видела. По телевизору интернетовская ирония уже не работает, здесь все по-другому, а значит, уже нельзя иронизировать ни над Багратионом, ни над Кутузовым. Иначе люди будут делать далеко идущие политические выводы, а в эфире это недопустимо. Ведь именно через телевизор люди чувствуют себя гражданами, патриотами, если хотите. ТВ — это то пространство, которое людей объединяет.

P.S. 50 представленных на этой полосе видных исторических деятелей на сегодняшний день вышли в полуфинал проекта “Имя России”. Список, в который войдут 12 национальных героев, будет опубликован в сентябре. Подробности на сайте www.nameofrussia.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру