Маленькие сделали это по-микро

В странах Старого и Нового Света традиции кредитного рынка рушатся буквально на глазах

22 июня 2008 в 15:52, просмотров: 248

Небольшие компании недоплачивают партнерам и поставщикам, уходят из “домашних” банков, открывают десятки расчетных счетов и меняют банки на кредитные бюро и ссудные организации. И все для достижения одной-единственной цели — быстро и недорого получить микрозаем.

Последние годы ознаменовались резким скачком числа обанкротившихся малых и средних предприятий на территории Западной Европы. В среднем во Франции только в прошлом году разорилось более 40 тыс. малых фирм, в Германии — более 39 тыс. Отправились по миру даже предприниматели таких финансово стабильных государств, как Норвегия и Швейцария. Больше всего разорилось малых предприятий в сфере торговли и услуг — на их долю пришлось чуть более 70% заявлений о финансовой несостоятельности.

 Им хлеба не надо, им деньги нужны

По опросам предпринимателей, главная причина банкротств — финансовые трудности малых фирм. Компании разорялись из-за неплатежеспособности. Когда клубок раскрутили, выяснили, что на каких-то этапах предбанкротного состояния фирме не хватало всего 10—15 тыс. евро. В какой-то момент компанию необходимо было поддержать небольшим финансовым вливанием извне. Но микрокредит не получили, и тогда финансовые трудности стали нарастать как снежный ком, причем с космической скоростью. Итог — уход предпринимателя из бизнеса и довольно большое число новых клиентов бирж труда.

Малые фирмы — живучие, но очень чувствительные игроки. Слабое место малой компании — ее ликвидность. Крупное предприятие, как домашняя утка, имеет приличную жировую прослойку в виде собственных финансовых активов, долгов перед акционерами и учредителями, партнерами и банками. У “малыша” “жира” мало. Так, в странах ЕС для анализа хозяйственной деятельности предприятий используют показатель “чувствительности к притоку” (соотношение поступлений денежных средств и платежей). Если у крупных копаний “чувствительность” редко опускается ниже 1,02, то у мелких фирм, напротив, редко бывает выше 0,4—0,6. Это лишний раз подтверждает, что у малых предприятий постоянный дефицит свободных денежных средств. На каких-то этапах голод можно перетерпеть”, а в какой-то момент дефицит становится критичным, и фирма в одночасье переходит из разряда преуспевающей в линию банкротства.

Банки больше не друзья

Выкручиваются из финансовых трудностей малые компании по-разному — кто-то просит в долг у жены и соседа, кому-то проще добиться рассрочки у поставщика. Некоторые хитрецы пытаются не платить вовремя партнерам, максимально задерживать платежи и отодвигать сроки расчетов. Есть и такие, кто получает обычный нецелевой потребительский кредит, а используют его в интересах бизнеса. В традиционный источник денег — коммерческий банк — и европейские, и американские предприниматели стали ходить значительно реже. Гораздо чаще малые фирмы кредитуются в небанковских кредитных учреждениях — сберегательных и ссудных кассах, кредитных бюро.

А ведь буквально 10—15 лет назад “малыши” не представляли своей бизнес-жизни без такого надежного и традиционного партнера, как коммерческий банк. В Италии и Франции мелкие фирмы слыли самыми преданными банковскими клиентами. Они открывали один расчетный счет в одном банке и не изменяли своему “домашнему” банку на протяжении всей коммерческой жизни предприятия. От банка к банку “мотались” только крупные компании, которые пытались таким образом выхлопотать у банкиров более дешевые кредиты, интересные финансовые услуги.

Банки, избалованные любовью предпринимателей, обленились. Поэтому их сервис в отношении малого бизнеса стал более дорогим, односторонним и неинтересным.

Выиграли только те кредитные организации, которые сделали ставку именно на малый бизнес и на обеспечение предпринимателей микрокредитами. На сегодняшний день крупнейшие в мировом масштабе банки — это именно лидеры финансового и кредитного обслуживания кредитования малого бизнеса.

Сумели подняться на рынке микрозаймов малому предпринимательству и небанковские компании. Многочисленные кредитные кооперативы и потребительские общества, небанковские депозитно-кредитные организации. Результат не заставил себя ждать — малый бизнес повалил к новичкам ссудного рынка.

На сегодняшний день редко какая европейская компания задерживается в одном банке дольше чем на 2—3 года. Предприниматели регулярно меняют обслуживающие их банки и постоянно контактируют с различными НКО. При этом благодаря своему достаточно прочному финансовому положению и имиджу стабильного партнера малые компании не стесняются открывать расчетные счета в нескольких банках одновременно и диктовать свои условия банкирам: требовать более низких процентных ставок, льготных тарифов, а то и вовсе эксклюзивного сервиса. “Малыши” ведут себя по-взрослому, и им это очень к лицу.



Партнеры