Бабий бум

Что хочет современная женщина?

22 июня 2008 в 15:05, просмотров: 499

Она хочет быть независимым предпринимателем. Малый бизнес под крылом современной женщины развивается как у Христа за пазухой. Женщины — прирожденные предприниматели. Их бизнес-секрет знал даже пророк Мухаммед.

Только в России число дам, стремящихся реализовать себя в бизнесе, значительно превосходит число мужчин. 36% представительниц прекрасного пола уже не представляют своей жизни без духа собственных денег и предпринимательского соперничества. Еще 23% россиянок мечтают ринуться в бизнес-бой — между тем как только 18% русских мужиков горит желанием организовать собственное дело. Предпринимательницы покоряют отечественный бизнес-олимп. И с этим нельзя не считаться. Хотя бы потому, что женское население в нашей стране растет гораздо быстрее мужского. По некоторым статистическим данным, в ближайшем будущем нас ждет следующее разделение полов: менее 40% представителей сильного пола и более 60% — слабого.

Женские истории

Говорят, что женский бизнес пришел в Европу с Востока. Во времена Пророка восточные дамы занимались самым настоящим малым бизнесом: шили одежду, выделывали кожу, ткали ковры, вышивали и торговали. Более того, 15 веков назад на Востоке было распространено за деньги приглядывать за чужими детьми и больными родственниками. Еще до того, как мусульманский пророк Мухаммед занялся столь серьезной пророческой миссией, он подрабатывал у женщины-предпринимательницы — Хадиджей бинт Хувейлид. Весьма состоятельная правоверная бизнесвумен доверила новому работнику самое ценное: водить караваны из Хиджаза в Сирию и управлять экспортно-импортными сделками. Честность и аккуратность управляющего поразила женщину — она вышла за Мухаммеда замуж и… забросила свой бизнес.

Европейские женщины получили законное право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века, а вести собственное дело — и того позже.

В нашей стране в условиях новой рыночной экономики именно женщины в большей степени оказались без работы, с детьми на руках, с мужьями, которые не смогли и не захотели вписаться в условия новой экономики. У большинства россиянок просто не было выбора. Они остались без средств к существованию, а опереться оказалось не на кого. Так женщины и отправились кто куда: кто торговать на рынки, кто варить джинсы и сахарную вату, а кто челночить по странам Востока и Азии. Затем дамы покорили мир рекламы, глянца, гламура, брендинга, туризма и администрирования, приобщились к пошиву одежды, производству шоколада, к фитнесу и даже миру транспортных перевозок и перегонки нефти.

Их экономический потенциал

Любопытно: чем богаче государство, чем стабильней его политический строй и экономика, тем меньше женщин желает руководить собственной компанией. По уровню женской предпринимательской активности наша страна отстает только от Филиппин: здесь 41% девушек и женщин мечтают об организации собственного дела. Мечты мечтами, но в той же Великобритании 64% всех больших и малых компаний на руководящих должностях имеют хотя бы одного топ-менеджера женщину, в Греции дам — “синих чулков” — 73%, Гонконге — 83%, Малайзии — 85%, Китае — 91%, на Филиппинах — 97%. Меньше всего руководящих постов досталось японкам — 25%, голландкам — 27%, немкам — 41%.

В большинстве развитых стран основную часть экономического дохода страны обеспечивают именно те компании, которые возглавляют женщины. Так, в США и Германии на долю “женских” фирм приходится до 50—52% ВВП, в Японии — 55%, в Италии — и вовсе 60%. В целом женский бизнес владеет более чем 40% всей частной собственности мира, а также сотнями тысяч предприятий в сфере торговли, легкой и тяжелой промышленности. Дамы покусились даже на самые “святые” мужские отрасли: прекрасные леди возглавляют ряд нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний в Бенине и Сенегале, крупные производства компьютеров и оргтехники в Германии, империю кораблестроения и производства яхт в Италии. В Америке предпринимательницы организовали более 20 млн. рабочих мест. Объем дамского бизнеса в США — более 2,5 трлн. долларов в год.

По данным Российской академии бизнеса и предпринимательства, в нашей стране женский бизнес в 1,7 раза динамичнее мужского. 70% специалистов с дипломом менеджера, экономиста, финансиста и юриста в нашей стране — дамы. 35% всех менеджеров страны — опять же женщины, и их заработная плата порой более чем на 25—30% выше, чем у коллег-мужчин.

По прогнозам, уже через 3—4 года русский бизнес обретет женскую внешность: более 50% россиянок обзаведутся собственным малым бизнесом. Предпринимательницы всего мира, подспудно или руководствуясь разумом, в бизнесе используют основные законы мафии — привлекают в свои компании близких, родственников, знакомых и друзей. Благодаря такой “спрутовости” женские фирмы разрастаются гораздо шире и быстрее мужских.

Лица женского пола из бизнеса проникают и в политику. В среднем в национальных парламентах всего мира на долю прекрасного пола приходится до 15% кресел. Больше всего женщин в национальных парламентах стран Скандинавии: в Швеции — 45%, в Дании, Финляндии и Нидерландах — 40%. Треть состава Еврокомиссии — опять же дамы. В 11 странах на нашей планете президентские кресла занимают не мужчины.

Дискриминация и государственная помощь

Только 22% российских предпринимательниц получают кредит в банке. Остальным отечественные банкиры предпочитают отказывать в финансировании: ну не доверяют они бизнесу с кудряшками, в короткой юбке и с идеальным маникюром. Между тем как на Западе к жемчужным ниткам на шее и бриллиантам на пальцах предпринимательниц уже давно привыкли: 70% европейских и американских бизнесвумен без проблем получают кредиты, займы и субсидии.

В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательниц всячески поддерживают в желании вести собственный бизнес. В Европе и США есть специальные женские технопарки, женские бизнес-институты и школы предпринимательства. Кроме того, именно на дам рассчитаны многочисленные государственные программы финансирования, субсидирования и льготного кредитования начинающего и уже сложившегося бизнеса.

Например, в Канаде постоянно ведется аналитика сбалансированности экономики. Эксперты регулярно оценивают, сколько дам задействовано в отрасли машиностроения, мебельного производства или даже высоких технологий. Если мало, то именно в эту отрасль начинают привлекать дополнительных сотрудниц или предпринимательниц.

Этика и психология женской бизнес-жизни

Малый, средний и особенно микробизнес — это ниша реального равноправия женского и мужского пола. На малом бизнес-поле и у тех и у других реально равные шансы на победу и на проигрыш.

Как утверждают психологи, женская нервная система в гораздо большей степени по сравнению с мужской приспособлена к самостоятельному занятию малым бизнесом. Дамы генетически наиболее склонны к накоплению, сохранению домашнего очага и семьи. Как следствие — бизнес у женщин-предпринимательниц ассоциируется с домашним очагом. Поэтому, с одной стороны, бизнесвумен не отличаются склонностью к быстрым и необдуманным решениям, им не свойственно желание рисковать, идти на соперника прямым путем. Зато предпринимательниц отличают основательность, склонность к детальному выполнению всех поставленных задач. В целом специалисты признают, что “женщина действительно зачастую принимает более верные стратегические решения, и помогают ей в этом природная интуиция и хорошее понимание психологии сотрудников”. Американские исследователи и вовсе доказали, что женщины-предприниматели обладают достаточно большим потенциалом и некоторые вещи им действительно удаются лучше, чем мужчинам.

Несмотря на то что лишь 13% бизнес-дам называют свой бизнес стабильным и долгосрочным, ни одна из опрошенных социологами предпринимательниц не собиралась покидать свой пост, перепродавать компанию или отдавать ее в руки своей семьи.

Как показывает российская и мировая практика, клиенты и партнеры в гораздо большей степени доверяют тем фирмам и предприятиям, которые возглавляют дамы. И не просто так. Статистика числа банкротств, мошенничеств и обманов среди женщин-предпринимательниц в десятки раз ниже аналогичного “мужского” показателя. С партнерами согласны и сотрудники-мужчины малых предприятий. Более 50% из них с гораздо большим удовольствием работают в тех фирмах, где владельцем бизнеса является леди.

Предпринимательство в семейной жизни для женщин не помеха. И в нашей стране, и за рубежом только 11% женщин считают, что более низкие заработки мужа — серьезный повод для развода.

Еще одна полезная новость для предпринимательниц, а также тех, кто мечтает заняться бизнесом. Материнство даже в этом деле не помеха. Напротив, роды дают женщинам резкий толчок в способности к запоминанию и обучению. Ученые мужи утверждают, что позитивный эффект от рождения ребенка, связанный с изменениями размера и формы головного мозга, может продлиться несколько десятилетий.



Партнеры