Деньги — на заграничный ветер

Как тратят средства за рубежом туристы из России

Наконец-то пришло долгожданное лето, а значит, и пора отпусков. Миллионы россиян отправятся отдыхать за границу, где потратят сотни миллионов долларов. Где, когда и на что, решили выяснить специалисты.

Эксперты давно пытаются выяснить: куда и когда поедет отдыхать большинство россиян, где, на что и сколько потратят. Специалисты Ситибанка и исследовательского агентства IRG решили взять для анализа данные о держателях кредитных и дебетовых карт банка за 2007 год, а также данные, представленные крупной сетью туристических агентств “Куда.ру”, и в результате на свет появилось интересное исследование потребительских предпочтений российского среднего класса за границей. “Поездки за рубеж, как правило, сопряжены с довольно серьезными расходами, поэтому удобство и безопасность банковских карт — как при перевозке средств, так и при расчетах — делает их более предпочтительным средством оплаты за границей. Мы отмечаем, что целый ряд клиентов чаще используют банковские карты за рубежом, нежели в России. Кроме того, по нашим оценкам, доля зарубежных операций по картам составляет до 7—8% от всего объема операций по банковским картам внутри страны — это уже очень существенный показатель, и он стремительно растет”, — отметил вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.

Экономический рост, укрепление рубля и рост потребительских доходов привели к тому, что все большее число россиян может позволить себе провести отпуск за границей. По официальным данным, в 2007 году более 9 млн. жителей России посетило страны дальнего зарубежья в основном с туристическими целями. Новое качество российского туризма способствовало повышению значимости банковских услуг, предоставляемых россиянам, в первую очередь банковских кредитных и дебетовых карт как способа оплаты товаров и услуг во время заграничных поездок. Банковские карты ведущих мировых платежных систем стали неотъемлемым атрибутом российского туриста, который по достоинству оценил преимущества этого вида платежей, особенно в условиях удаленности от родных пенатов.

Потребительская активность российских туристов за рубежом распределяется в течение года неравномерно. Самым кассовым месяцем оказался январь, на который приходятся наибольшие траты — на 60% выше, чем в среднем за год. Скорее всего это связано с тем, что значительная часть транзакций, совершенных по картам за рубежом в конце декабря (сезон новогодних подарков и праздников), технически отражается на счетах уже в начале января. При этом все большее число российских граждан проводит новогодние праздники вдали от дома. Интересно, что вторым по размеру трат российских туристов является май, а третьим — март, что опять же связано с продолжительными праздниками, которые россияне используют для заграничных поездок и шопинга.
Традиционные месяца отпусков: июль, август и сентябрь — не так сильно выделяются на фоне остальных месяцев, как это можно было бы предположить. Может быть, потому, что основными туристическими направлениями в летние месяцы являются традиционные морские курорты, тогда как в январе, марте и мае более популярна Западная Европа.

Четверка стран — Италия, Франция, США и Великобритания — со значительным отрывом лидирует по объему совершенных покупок российскими пользователями банковских карт — как дебетовых, так и кредитных. Именно эти страны являются излюбленными местами для совершения покупок россиянами. Лидерство Италии, Франции и Великобритании помимо их безусловной привлекательности в качестве туристических направлений можно объяснить высоким уровнем развития модной индустрии. Высокое место США также не стало сюрпризом. А значительное укрепление курса рубля к американскому доллару добавило привлекательности покупкам за океаном. Летом вне конкуренции Испания и Турция, а зимой — Австрия и Швейцария. Финляндия заметно прибавила в популярности у россиян, особенно у жителей Северо-Запада. Объединенные Арабские Эмираты давно стали одним из ведущих мировых курортов и центров шопинга, излюбленным местом многих состоятельных туристов из России.

Отличаются и суммы, которые в среднем тратят российские туристы, используя банковские карты. Щедрее всего наши соотечественники тратят в ОАЭ, Италии, Швейцарии и Франции, более экономны в Испании, Финляндии и США. Нужно отметить, что десятка ведущих стран по объему платежей, совершенных россиянами с помощью банковских карт, существенно отличается от списка стран-лидеров по числу визитов российских туристов (по данным турагентств), где первые места все еще прочно удерживают Турция и Египет.

По расчетам экспертов, больше всего средств при оплате банковскими картами россияне оставляют при оплате услуг в отелях. По-видимому, речь может идти как об оплате дополнительных услуг, так и самого проживания, в случае, если бронирование осуществляется самостоятельно, а не через туроператора. Магазины одежды являются безусловным лидером среди ритейлеров. Скорее всего одежда также является основным товаром, интересующим туристов и в шопинг-моллах, поэтому лидерство отелей можно все-таки оспорить. Другие крупные категории трат наших сограждан за границей, представляющие розничную торговлю, включают ювелирные магазины и магазины, торгующие часами, duty free, а также галантерейные магазины.

Все больше россиян берут автомобили напрокат во время поездок в зарубежные страны, что также говорит об их возросшей туристической опытности. Также, как показывает анализ данных, немало наших соотечественников можно встретить в ресторанах и барах по всему миру.

Самый большой средний чек оплачивают клиенты магазинов часов и ювелирных изделий — около $1,5 тыс. На втором месте (порядка $550) стоят в среднем услуги по прокату авто. Более $300 единовременно выкладывают российские модники в зарубежных магазинах одежды. Средний счет в ресторане составляет около $100, что не так уж и много по сравнению с московским уровнем, учитывая, что обычно россияне ездят на отдых не одни, а в вдвоем.

70% сумм по оплате товаров и услуг тратятся с помощью банковских карт, принадлежащих мужчинам. Сильный пол также в среднем тратит больше в расчете на одну покупку, что, видимо, связано с тем, что именно мужчины являются основными покупателями часов и ювелирных изделий, а также с тем, что на их плечи ложится оплата автомобилей, взятых напрокат. С другой стороны, лидерство по уровню общих затрат магазинов одежды наводит на определенные мысли: зачастую банковские карты мужской части российского туристического контингента используются и для оплаты покупок их спутниц.

Интересно, что почти две трети трат по банковским картам за границей приходится на карты пользователей в возрасте старше 35 лет. Более взрослые потребители характеризуются также более высокими средними тратами. С другой стороны, молодые туристы (менее 35 лет) сравнительно более активно делают покупки в кредит, используя кредитные карты.

Учитывая снятие денег в банкомате, общая сумма транзакций с помощью дебетовых карт более чем в два раза превышает аналогичный показатель по кредитным картам. Однако, если вычесть операции по снятию наличных и оставить исключительно оплату товаров и услуг, разрыв между использованием кредитных и дебетовых карт сократится до 20%. Таким образом, можно утверждать, что кредитные карты гораздо чаще используются именно для оплаты покупок, а не для снятия наличных. Наконец, стоит отметить, что почти 90% трат пользователей кредитных карт за рубежом приходится на карты с кредитным лимитом более $2,5 тыс., тогда как траты по картам с лимитом до 1 тыс. и от $1 тыс. до $2,5 тысячи существенно ниже.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру