Рельсы лопнули, устав от пассажиров

Эксперты выяснили причины аварии в московском метро

26 июня 2008 в 18:34, просмотров: 1921

Уставать, как выяснилось, могут не только люди, но и самое прочное вещество на земле — металл. Расхожий термин железнодорожников “усталость металла” как нельзя лучше был проиллюстрирован в среду вечером на перегоне между станциями “Владыкино” и “Отрадное” Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро. В результате 4 вагона сошли с рельсов, восемь человек получили травмы. В причинах случившегося разбирались репортеры “МК”.

Как сообщил “МК” информированный источник, пути в столичной подземке проверяются бригадами специалистов каждую ночь. Раз в 1,5 или максимум в 2 месяца проходят скрупулезные инспекции рельсов. И один раз в 5—7 лет уложенные в метро пути меняются полностью вне зависимости от их износа. Такой подход должен был исключить ЧП на Серпуховско-Тимирязевской линии. Но этого не произошло. По предварительным данным, рельс лопнул из-за явления, известного как усталость металла. То есть в стали, из которой изготовлен разрушившийся рельс, постепенно накапливались повреждения под воздействием переменных нагрузок. Затем возникли усталостные трещины. Их не заметили, так как они развились очень быстро. И это при том, что дефектоскопы проверяли участок 24 июня!

Масштаб разрушений удалось оценить только после того, как вагоны поезда, слетевшие с путей, подняли при помощи домкратов и вывезли из поврежденного тоннеля. Кроме 1,5 метров рельса колесами поезда были повреждены порядка 15 шпал. Также были порваны силовые кабели и кабели связи, в том числе и спецсвязи, которую используют правоохранительные органы. Наконец, из-за аварии вышли из строя светофоры, обеспечивающие безопасное движение поездов.

Первоначально поврежденный рельс планировали закрепить особыми струбцинами. Это обычная практика, которую используют, к примеру, железнодорожники. Струбцины, как тиски, зажимают поврежденный участок, и поезда по нему могут ходить на минимальных скоростях. Полностью ликвидировать последствия ЧС ремонтники хотели на выходных. Но после детального осмотра выяснилось, что повреждения не позволят установить струбцины и пустить поезда по временной схеме. Так что в ночь со среды на четверг весь рельс и поврежденные шпалы пришлось менять полностью.

За перегоном “Владыкино”—“Отрадное” установлен повышенный контроль. Машинистам рекомендовано проходить этот участок путей с предельной осторожностью и с меньшей, чем обычно, скоростью.

Как пояснили “МК” во ВНИИ железнодорожного транспорта, рельс мог выйти из строя либо из-за внутреннего дефекта (образования полостей при сталепрокате), либо из-за нарушения правил эксплуатации. Все это может в принципе привести к трещинам в процессе постоянных нагрузок. Но окончательный вывод специалисты сделают только после углубленного изучения дефектного фрагмента. Тогда и станет ясно, кому предъявлять претензии — кузнецкому металлургическому комбинату или Муромскому стрелочному заводу, где изготавливали рельс.



    Партнеры