В Большом реанимируют любимый балет Сталина

Из революционного балета сделали контрреволюционный

При полупустом зале в Большом театре прошла презентация балета “Пламя Парижа”. Введенное Алексеем Ратманским новшество, скопированное с практики западных театров, когда любой может совершенно бесплатно попасть на презентацию, традиционно проходящую незадолго до премьеры, на этот раз привлекло немногих.

Народу едва-едва наскреблось на половину даже не зала, а партера. Хоть прямо с улицы затаскивай! Можно было подумать, что отечественный зритель как черт ладана боится Большого. И зная, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, в мышеловку, то бишь в Большой, угодить мало кто захотел. И напрасно!

Презентации эти очень даже интересны. На этот раз речь шла о любимом балете Сталина, реанимируемом Ратманским, — “Пламя Парижа”. На сцене — декорация из будущей премьеры и в перерывах между рассказами постановщиков демонстрация маленьких отрывков из балета. Михаил Лавровский — один из последних исполнителей, танцевавший в легендарном балете хореографа Василия Вайнонена, — сравнивал любимый балет Сталина с ледоколом “Ленин”: “Поскольку тот открыл всему миру талант наших артистов”.

Вообще про спектакль ходит много легенд и анекдотов. Говорят, Сталин посетил его больше пятнадцати раз. “А этот балет получил премию моего имени?” — поинтересовался как-то генералиссимус у Вайнонена и дал премию. Что и говорить, тогда власть, не в пример нынешней, балет обожала, используя его как средство пропаганды. А еще был случай: то ли французский писатель, то ли посол в одной из сцен, когда вся масса восставшего народа угрожающе надвигалась прямо на зрительный зал, вскочил, испугавшись неконтролируемого революционного напора. Именно на этом балете в ложе оказался работяга, впервые посетивший театр. На изумленный вопрос, почему здесь никто ничего не говорит, режиссер объяснил, что в балете не говорят и не поют. В этот момент грянул хор. “А ты, мужик, тоже в театре впервые”, — заключил сосед.

Теперь от спектакля, поставленного к 15-летию Октябрьской революции, сохранилось немного: отрывки, записанные на кинопленку, да воспоминания современников.

— Жалко, что так мало сохранилось, — рассказал на презентации Ратманский. — На самом деле сейчас легче восстановить балеты Петипа по записям, хранящимся в Гарвардском университете, чем спектакли советского времени. Поэтому пришлось все сочинять заново, используя сохранившуюся оригинальную хореографию. Это танец басков, па-де-де актера и актрисы и знаменитое па-де-де Жанны и Филиппа. На сцене будет 140 человек! И либретто пришлось поменять. Там вообще не было любовной линии.

В общем, как выяснилось, либретто поменяли основательно. Появилась дочь маркиза, влюбившаяся в революционного повстанца. До развязки она не дожила. Сочувствующую революционным массам пламенную аристократку отправили на гильотину вслед за отцом. Из революционного балет, похоже, превратился в контрреволюционный. Короче, увидел бы его в таком виде Иосиф Виссарионович, то арестовать бы он уже никого не успел. Итак, 3, 4, 5 и 6 июля в Большом грандиозная премьера. В главных ролях Иван Васильев и Наталья Осипова. Готовьтесь. И не бойтесь ходить в Большой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру