Революция юрт

“МК” увидел “монгольский бунт” глазами очевидца

Четверо убитых и сотни пострадавших — итог массовых столкновений в Улан-Баторе, где в ночь на среду произошли столкновения полиции с демонстрантами. Если происходящее в Монголии кто-то рискнет назвать революцией, то уж точно без эпитета “бархатная”. В монгольской столице введено чрезвычайное положение.

— Смысл происходящего в Монголии состоит в следующем: там прошли выборы в Великий государственный хурал (так монголы называют свой парламент), — рассказывает “МК” старший научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Шайкен НАДИРОВ. — По предварительным данным, которые озвучил представитель правящей Монгольской народно-революционной партии, победу одержала МНРП, набрав в два раза больше голосов, чем Демократическая партия. Окончательных итогов голосования пока нет. И в этой связи Демократическая партия пытается доказать, что выборы фальсифицированы. Не знаю, какие у них аргументы. В руководстве МНРП с некоторого времени наблюдается раздрай, чем и пользуются “демократы”, которых, не исключено, подогревают извне. В Улан-Баторе полно западных дельцов — американских, британских, которые открыто поддерживают “демократов”.

— Можно ли проводить параллели между происходящим сейчас в Монголии и “цветными революциями” на постсоветском пространстве?

— Думаю, что такая задумка может быть у западных политиков и что идея “цветной революции” может быть подхвачена местными “демократами”.

— Насколько велики идеологические разногласия между МНРП и Демократической партией?

— Полагаю, что особой идеологии в этой борьбе мало. По-моему, речь идет о борьбе за власть. А за властью стоит материальный фактор — деньги, земли, скот...

— Сторонники Демократической партии обвиняют МНРП в том, что они бывшие коммунисты. Уместно ли наклеивать на них этот коммунистический ярлык?

— Неуместно. От коммунизма у МНРП ничего не осталось. Они руководствуются идеями социализма не марксистско-ленинского, а европейского образца, сотрудничают с Социнтерном.

“МК” позвонил в Улан-Батор и поговорил с немецким журналистом и писателем Эрнстом фон ВАЛЬДЕНФЕЛЬСОМ, долгое время живущим в Монголии:

— Сейчас здесь все тихо-спокойно. На улицах видны танки. В центре города — солдаты с “калашниковыми”. И никаких протестов. Вчера возле штаб-квартиры МНРП — она расположена в большом красивом здании в центре столицы — состоялась демонстрация сторонников Демократической партии. Насколько могу судить, было не так уж много манифестантов. Несколько сотен человек начали действовать силой: били стекла в партийном здании. Полиция действовала очень сдержанно. Когда я сам был юношей, я участвовал в демонстрациях в Германии. Знаешь, если бы это случилось в Берлине, то наш спецназ очень быстро бы все это дело разогнал. А здесь было несколько десятков полицейских, которые пытались противодействовать толпе. Их просто смяли. Протестующие ворвались в здание, разграбили там магазин с алкоголем, потом подпалили здание.

В Монголии население очень бедное, с Россией не сравнить — у вас такое может быть где-нибудь в глубинке, в общем, представь себе Россию лет десять назад. Средняя зарплата здесь $150, а $500 уже считается хорошим заработком. К тому же многие из участников митинга — приезжие, живущие без электричества, без воды. Очень много крепких злых молодых ребят. Они-то и устроили тотальный беспредел: хулиганство, мародерство, поджоги (подожгли Дворец культуры, уничтожили коллекцию уникальных музыкальных инструментов). Вечером полиция начала стрелять в воздух, были применены резиновые пули. Произведено много арестов. Сейчас действует только один телеканал. Полно разных слухов. Мое мнение: фальсификации, скорее всего, были, но МНРП все равно победила. Во время предвыборной кампании демократы ездили по городу — и из динамиков у них ревела песня Scorpions “Ветер перемен”. Мой ребенок не мог даже заснуть. Но людей эта ностальгия по началу 90-х не прельщает. Посткоммунистические реформы ударили больно по монголам так же, как и по русским. Народ не видит особой разницы между “демократами” и “коммунистами”.

И еще в событиях в Монголии чувствуется внешнее влияние. У “коммунистов” было гораздо больше денег на предвыборную кампанию, чем у “демократов”. Говорят, что из Китая. Монголия обладает большими запасами полезных ископаемых, но у нее нет средств для их разработки. Сейчас идет тотальная борьба за монгольские ресурсы. Если кого монголы по-настоящему ненавидят — это китайцев. Они очень боятся китайской экспансии, боятся, что когда-нибудь будут вновь включены в состав Китая. Думаю, что этот страх, что “коммунисты” играют на руку Китаю, частично стал причиной того гнева, который вылился на улицы Улан-Батора. Россия играет в Монголии сейчас косвенную роль, и обе главные политические силы довольно смутно выражают свое отношение к России (при том что и у “коммунистов”, и у “демократов” есть люди, которые ратуют за развитие отношений с русскими), хотя народ предпочел бы, чтобы государство заключало с Россией соглашения. Потому что Россия не имеет претензий на Монголию. Что будет дальше, не знаю. Кое-кто говорит о диктатуре, точнее, не о диктатуре, а о путинской модели. Но вообще здесь трудно представить диктатуру — нет идеологической базы.

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ

• Лидер — Санжийн Баяр (премьер-министр Монголии).

• Основана — 1921 г.

 
• Численность — 160 тыс.

• Идеология — социал-демократия (ранее — марксизм-ленинизм). Выступает за строительство демократического социального общества по примеру европейских социал-демократов, за стабильное экономическое развитие Монголии, государственное участие в разработке природных ресурсов за счет привлечения иностранных инвестиций и повышение жизненного уровня населения.

• Нахождение у власти — правящая партия в 1921—1996 гг., 2000—2004 гг. и с 2006 г. (в коалиции).

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

• Лидер — Цахиагиин Элбегдорж.

• Основана — 2000 г., в результате слияния Монгольской национально-демократической партии и Монгольской социал-демократической партии.

• Численность — 140 тыс.

• Идеология — выступает за продолжение трансформации страны в открытое демократическое общество, за борьбу против коррупции.

• Нахождение у власти — в 1998—2000 гг. правительство возглавляли представители ДП. На выборах 2004 г. партия была частью альянса, набравшего 34 из 76 мест в парламенте. Лидер ДП Цахиагиин Элбегдорж стал премьер-министром (до января 2006 г.).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру